Факультеты Строгановки

Факультеты Строгановки

Средовой дизайн занимается в основном вещественным наполнением среды обитания человека, которая трактуется чрезвычайно широко. Что касается значения слова «интерьер», то оно более определенное и ясное, чем понятия «среда» и «вещь». Перед специалистами по проектированию интерьера стоит конкретная сложная задача, поскольку необходимо учитывать еще и архитектурную композицию объемов помещений. Следовательно, проектирование интерьера — синтетическое искусство, которое объединяет многие виды изобразительной культуры. В 60-е годы факультет назывался «Отделка зданий», немного позже он трансформировался, стал называться «Проектирование интерьеров и оборудования» и включил в себя следующие специализации: «интерьер», «мебель» и «мебельно-декоративные ткани». В то время выпускники факультета получали образование очень широкого профиля. Они могли заниматься буквально всем: выставочными проектами, оформлением улиц, различных демонстраций и т.д. Сейчас наоборот, происходит дробление специальности на более узкие направления. В настоящее время факультет называется «Проектирование интерьеров» и объединяет по-прежнему все перечисленные выше специализации, но называются они теперь несколько иначе: «художественный текстиль», «художественное проектирование мебели» и «художественное проектирование интерьера».

Вообще, в истории Строгановки был период, когда факультеты делились на специализации по принципу обработки того или иного материала. Существовали кафедры художественной обработки дерева, художественной обработки металла и так далее. Но это, скажем, не совсем точное определение профессий, которые получали выпускники этих кафедр. Дело в том, что под обработкой можно подразумевать комплекс технологических приемов, никак не связанных с приращением эстетических качеств продукции. А вот название «художественный текстиль» объединяет и производство, и конечные свойства изделия. Оно столь же емкое, как и термин «дизайн», который в России пока ассоциируется с чем-то новым, со свежим взглядом на индустриальные способы получения красивых и полезных вещей. Сегодня понятие «дизайн» удобно для всех своим универсализмом, оно включает в себя практически все. Но каково же его настоящее значение? Английское слово design переводится как замысел, проект или как глагол «проектировать». То есть, если мы говорим «проектировать интерьер», то мы имеем в виду «дизайн интерьера». К сожалению, в настоящее время дизайном часто занимаются люди с небольшим специальным образованием или даже не имеющие его вовсе. Например, продавец-консультант, который работает в магазине только на компьютере, практически не имея художественных навыков.

За рубежом дизайнером может быть даже менеджер, больше погруженный в область компьютерного программирования, и там это приемлемо. А вот архитектор, художник-проектировщик за границей ценятся очень высоко. Дизайнер порой выходит с образованием, получаемым как в течение нескольких месяцев, так и 4-х лет, (бакалавр по дизайну) и тому подобное. Но специфика дизайнерской деятельности все-таки связывается именно с искусством. В формировании интерьера участвуют и монументальное искусство, и декоративная лепнина, и произведения из стекла и керамики. Причем это может быть выполнено в каком-то определенном историческом или современном стиле.Основные исторические стили «уложены» в определенной последовательности, в зависимости от эпохи, того или иного правителя, политики, литературы. В общем, стиль включал в себя все веяния своего времени и был как одно целое, суммирующее в себе основные проявления общественной идеологии. Можно сказать, что стиль являлся отражением жизни в определенном обрамлении. Перечисляя по порядку, можно выделить античную классику, эпоху средневековья, период возрождения, барокко, рококо, классицизм, ампир, ар нуво, конструктивизм. Как таковой современный стиль не обозначен. Прежние стили регулировали образ жизни людей конкретной эпохи, а сейчас все тенденции в интерьере диктует мода, которая скоротечна и изменчива.

«Современный стиль» — понятие довольно условное, не имеющее четкого определения и, следовательно, своего названия. Поэтому сейчас очень много повтора того, что уже было, но с приставкой «нео». В частности, сегодня выделяют такие стилистические направления, как неомодерн, неоклассика, неоконструктивизм и т.д. Все эти проявления известных ранее стилей существуют вне присущей им идеологии и находят выражение в новых технологиях и материалах, поэтому совершенно иначе прочитываются. Hi -tech связан с техницизмом, в нем преобладает качество форм, любование конструкциями и материалами, из которых они выполнены. Стиль возник на волне технологической революции и явился следствием вызванных ею глубоких изменений в общественном сознании. Соответственно, появилась возможность массового производства на заводах конструкций архитектурных объектов, которые очень активно используются в hi -tech. В наше время этот стиль продолжает существовать, но опять же с приставкой «нео», поскольку в какое-то время промышленные формы достигли своего совершенства и стали «обволакиваться» декоративными элементами. В последнее время в интерьере также популярен минимализм, отличающийся преобладанием светлых тонов и минимальным предметным насыщением помещений. Образно говоря, минимализм — это простор в сочетании с качеством. И эта тенденция присутствует во всем: в технике, в одежде и т.п. Однако нельзя слепо идти на поводу у простоты. Ведь у каждого времени есть свои идеалы красоты, и это нужно учитывать.

Задачи, решаемые преподавателями университета, достаточно разноплановые. Специалисты должны ясно видеть художественный образ при взгляде на интерьер и понимать, что должно происходить в этой среде. Если это квартира, то нужно сделать так, чтобы при первом ее посещении было ясно, кто там проживает. Проектируя офис, следует показать направление деятельности компании. Поиск образа и средств, способных его выразить, — это одна из основ профессиональной дизайнерской деятельности, независимо оттого, чем занимается дизайнер. Например, какой может быть художественный образ у стула? Если представить, что на нем сидит ремесленник, то стул будет представлять собой грубо изготовленную табуретку. Другое дело, когда на стул садится фараон… Это совершено иной образ, который требует своего выражения, применения специфических материалов. Так вот, чтобы стать действительно профессионалом, нужно пройти довольно сложный путь и научиться мыслить особыми категориями. Для того чтобы вырастить специалиста, способного к творчеству, нужно как минимум 1 5 лет. И так в любом искусстве, будь то музыка, театр, литература и т.п. Естественно, что время, необходимое для становления творческой личности, может варьироваться в зависимости от способностей человека. Кстати, не исключается, что он является одаренным самоучкой. Но сам метод воспитания так построен, что специалист должен сначала созреть, а уж потом проявить себя. Поэтому путь к профессионализму, как правило, складывается из этапов получения дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования.

Конечно, многие сходят с этой дистанции, например потому, что для успешного обучения на факультете «Проектирование интерьеров» необходимо взрослое мировоззрение и развитое пространственное мышление. А чертить любит далеко не каждый, хотя в профессии владение черчением необходимо. Купить все для черчения можно на сайте http://office-land.com.ua/catalog/chernila-i-tush/, здесь представлена тушь для черчения и бумага. Попробуйте представить себе какое-нибудь пространство изнутри и изобразить его так, как будто вы его уже сформировали в своем собственном видении. Что касается заданного вопроса, то кто-то успевает перевестись на другой факультет на начальном этапе обучения, а кто-то, получив диплом, в дальнейшем несколько раз меняет направление своего творчества. Вообще, момент определения области применения своих способностей для выпускников вуза не имеет большого значения. Универсальность базового общехудожественного образования, которое получают в Строгановке, позволяет изменить профиль деятельности в любое время. В России сейчас появилось много учебных заведений, подобных МГХПУ. Но для успешного развития системы художественно-промышленного и художественно-прикладного образования обязательно должен быть один консолидирующий и объединяющий культурный центр. Кстати, раньше Строгановка была головным художественно-промышленным вузом страны. Учитывая богатые традиции нашего вуза, обширные связи и огромный авторитет за рубежом, хочется надеяться на то, что МГХПУ вскоре вновь приобретет такой статус. К тому же Строгановка находится в политическом, экономическом и культурном сердце России, в Москве. Что касается практического опыта преподавания, методического потенциала и материальной базы, то вуз располагает всем, для того чтобы воспитывать творчески мыслящих, универсальных и высокообразованных специалистов.

Автор: Артем Новиков

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Оставить комментарий