Пока в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, в зарослях южно-американских джунглей зрела революция. Зрела она в лице молодой женщины по имени Жан Ледлофф, которая волею судьбы в начале 70-х годов прошлого века оказалась в экспедиции к индейским племенам. Увиденное там настолько поразило Ледлофф, что она посвятила всю свою жизнь изучению местных «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства». Ее теория перевернула доминировавшие в общества представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди и вообще не потакать детским капризам. Ледлофф наблюдала за индейцами и видела: все наоборот.
Сегодня термин «естественное родительство» включает в себя симбиоз из множества теорий воспитания, в том числе, знаменитых Уильяма и Марту Серз. Однако именно Ледлофф предложила матерям радикально изменить свое отношение к детям: не подстраивать ребенка под собственные нужды, а услышать, что нужно ему. Дело в том, что малыш лучше нас знает, как необходимо его воспитывать. В каждом ребенке, по мнению Ледлофф, заложен «континуум» — некое знание, длинной в многомиллионную историю Земли, о том, как человек должен развиваться, жить и, главное, быть счастливым. Все самое важное уже заложено в ребенке природой. Но в чем же тогда проблема, почему так много несчастных людей? С ее точки зрения, сегодня цивилизованный человек, ограниченный общественными нормами и клише, не способен прислушиваться к своему континууму. Но, наблюдая за южно-американским племенем екуана, исследовательница в полной мере смогла соприкоснуться с миром тех, кто может это делать и выглядит действительно счастливым.
Первое, что поразило Жан по прибытии в племя, — местные дети совершенно не капризные. Они не кричат, не плачут, не мешают взрослым и выглядят очень самостоятельными и доброжелательными. При этом они не брошены на произвол судьбы, а напротив, все время проводят рядом с родителями, по мере сил (и желания!) участвуя в их занятиях. Потом она заметила, что они стойко переносят неприятности, стараются улыбаться, даже если им очень больно. И, главное, дети екуана ничего не боятся, им представляется полная свобода передвижения. Здесь Ледлофф и приводит один из самых ярких примеров континуума: в деревне был огромный глубокий овраг, на самом краю которого спокойно играли дети, и за все годы ни один ребенок не упал туда. Точно так малыши могут схватить нож или острое оружие, но практически никогда не режутся ими. Это кажется почти невозможным. Не нужно много времени, чтобы представить реакцию любой современной мамы, которая увидела своего ребенка с колюще-режущим предметом в руках.
Но почему наши дети все-таки режутся и падают? Проблема, по мнению Ледлофф, в том, что за время эволюции мы растеряли свои «исконные» знания. И чем цивилизованнее общество, тем больше страхов и неуверенности испытывают родители и – главное – их дети. Конечно, никто не призывает сажать ребенка у открытого окна или дарить ножницы вместо погремушек. Но и сегодня мы способны «вернуть» нашим малышам хотя бы часть тех знаний, с которыми они рождаются.
«Мы, пленники интеллекта, забыли наше врожденное умение определять то, что нам надо, настолько, что уже не можем понять, где наши истинные потребности, а где – искаженные. Но хочется верить, что для нас еще не все потеряно. Мы можем найти путь к утерянному счастью или по крайней мере понять, куда идти, и перестать плутать, следуя за разумом, который только сбивает нас с толку».
Поэтому у сторонников «естественного родительства» есть несколько советов:
Очень важен так называемый «ручной период». До тех пор, пока малыш не начал ползать, он с полным правом может проводить столько времени на руках у мамы, сколько хочет. Отсутствие ручного периода рождает в ребенке неуверенность, постоянное чувство дискомфорта, которые в будущем трансформируются в комплексы и психологические проблемы.
На примере матерей екуана Ледлофф доказывает, как важно, чтобы с первых дней жизни ребенок участвовал во всех делах мамы, наблюдал за всеми ее повседневными действиями. Так он легче и быстрее входит во взрослую жизнь, «социализируется».
Кормление грудью по требованию. Ледлофф заметила, что дети в племени почти не страдают коликами. Оказалось, что младенцы сосут грудь в таком режиме, какой им самим нравится, никогда не получая отказа. Маленькие, но частые приемы пищи легче усваиваются желудком.
Не нужно слишком опекать малыша. Он должен познать все ощущения: холод и жару, дождь и ветер. Ребенок хочет движений, через них он познает мир. Чересчур трепетное поведение мамы не дает ему такой возможности, порождая лишь страхи.
Помнить, что у маленького ребенка нет ощущения будущего времени. Он не понимает, что значит «подожди пять минут». Для него это равносильно вечности, и он воспринимает уход мамы на это время как настоящую трагедию. Ледлофф сравнивает ребенка с мудрецом, который живет в бесконечном «сейчас».
Никогда не говорить ребенку, что он плох – негативную оценку могут получать только конкретные действия, которые он совершил.
Основная функция матери состоит в том, чтобы прийти на помощь и утешить малыша, когда она ему необходима, а не контролировать каждый его шаг и лишать самостоятельности.
Этот список можно продолжать бесконечно. Но в основе всех постулатов Жан Ледлофф лежит один базовый принцип: в нас уже заложено, как правильно воспитывать наших детей. Не нужно перекладывать эту ответственность на книги, врачей и т.п. Самое главное – прислушиваться к своей интуиции и ребенку. Только так можно вырастить его счастливым.
Последние обсуждения