Биопродукты, произведенные в основном за рубежом, появились на прилавках наших магазинов совсем недавно. Что это такое, чем отличаются они от обычных и будут ли полезны нашим малышам?
Настоящий биопродукт (еще его принято называть «органическим» и «экологически чистым») — очень серьезная вещь. Требования к условиям, в которых растут, собираются, хранятся и перерабатываются его компоненты, занимают многие страницы специально разработанных документов. По закону такой продукт должен состоять как минимум на 95% из ингредиентов натурального происхождения и произведенных не где-нибудь, а на сертифицированных органических фермах. Статус поставщика биосырья и производителя биопродуктов надо заслужить и непрерывно проходить многочисленные проверки, порядок которых строго установлен. Так что этапы создания экологически чистого продукта говорят о его пользе и безопасности красноречивее любых научных выводов и цифр.
Виктор Тутельян, директор НИИ питания, академик РАМН, профессор, д. м. н.:
«Выбор экологически чистых продуктов — это вопрос убеждений»
«В России есть официальный документ — «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН), где указаны требования по содержанию всех загрязнителей в разных видах продуктов. Они разработаны с учетом результатов мировых исследований и наших особенностей питания. Проверку на соответствие СанПиНу проходит любой продукт, и полученное одобрение означает, что он безопасен для организма. Будущих и молодых мам, детей специалисты относят к особой группе потребителей. И для них существует особая категория продуктов — «детское и диетическое питание», к которому предъявляются жесткие требования! Биопродукты (у нас их называют органическими) относятся к категории «детских и диетических». В этом их преимущество, но именно в категории детского питания оно смягчается, не выделяя чем-то органические продукты из череды «обычных».
Исходное сырье — основа основ
Если вы думаете, что биовыращивание означает всего лишь отказ от химии, вас ждет открытие. Все гораздо сложнее и… проще! Считается, что биофермер должен знать то, о чем все остальные давно забыли. Как одолеть вредителей с помощью птиц и полезных насекомых (так в биосаду появляются скворечники-приманки для нужных разновидностей и луга, засеянные особыми травами), а еще ветра (с грамотно расположенного поля их будет сдувать), как правильно составить навоз (одна ошибка в «рецепте» — и быстрее начнут расти сорняки), как защитить коров от болезней (однажды леченное животное тут же выбраковывается из поголовья «био») и так далее до бесконечности. А современная наука, спросите вы? Ее помощь биофермер может принять разве что в виде проведения тестов на чистоту почвы, воздуха и воды, анализа уровня витаминов и других полезных веществ в крови дойных кров. А еще — в создании специальных биосредств для борьбы с вредителями и прочими напастями. Так что главный союзник биопроизводителя — опыт «вековой крестьянской мудрости». Длинные списки запрещенных к использованию веществ и технологий возвращает биохозяйство назад к истокам. Например: здоровая почва дает не только хороший урожай, но и иммунитет растениям для борьбы с вредителями. А для этого надо сначала подготовить ее к посеву, дав перед этим «отдохнуть», то есть засеяв правильно подобранной предшествующей культурой — клевером.
Тем более что, помимо живительной передышки, он еще насытит землю питательным азотом, причем натуральным. А оставшиеся в ней частички клевера станут отличным питанием для дождевых червей и другой живности, делающей почву плодородной. Совместными усилиями они размельчают остатки предыдущего посева, смешивают их с навозом и землей и разрыхляют ее: получается плодородный перегной. Живая земля — еще одна забота экофермера. В горстке здоровой почвы микробов будет больше, чем людей на Земле. Но для их размножения надо грамотно подобрать удобрение, причем натуральное. Биоживотноводам приходится не легче. Их девиз: пространство, питание, уход. Правила предписывают хлопотливые условия содержания животных: не больше определенного количества на квадратный метр (иначе ферма теряет статус «био»), чтобы защитить их от стресса; затем в хлеву — без привязи; никакого искусственного оплодотворения; после рождения телята остаются с телкой еще 8 долгих месяцев, в течение которых их нельзя доить. Директивы расписывают весь процесс выращивания — от рождения до забоя, не обходя вниманием ни состав краски, которой покрыты стены коровника, ни тем более корм, который получают животные (желательно, произведенный в том же хозяйстве), ни свойства подкормок для них. Возникающие проблемы биофермер тоже должен решать «по старинке». Если на поле появились грибковые болезни, не стоит ли «поднять» его выше, туда, где уровень влажности будет ниже? Снизился урожай кукурузы — не пора ли «подсадить» культуру-помощницу, например горох?
Михаил Мищенко, главный редактор информационных агентств FruitNews (для участников плодоовощного рынка) и DairyNews (для специалистов молочной отрасли):
«Нам еще только предстоит открыть для себя, что такое биопродукты».
«В России идея о пользе органических продуктов — в европейском ее понимании — пока еще не прижилась. Ведь речь идет о новом образе жизни и новом ее качестве. В Европе тема экологически чистого питания стала продолжением традиции — стремления к здоровому образу жизни. А много ли среди нас тех, кто найдет силы устроить себе с утра пробежку, заняться йогой на берегу пруда в парке, поехать на работу на велосипеде и с прицелом на будущее задумается о качестве продуктов, из которых приготовлен обед? Кроме того, интерес европейцев к органической пище поддерживает и традиция развитого фермерского хозяйства — основного поставщика биопродуктов. Мы живем по-другому. Органический продукт „по-русски“ — это молоко, купленное у соседки в деревне. Или мясо, рыба из подсобного хозяйства маленькой гостиницы какого-нибудь туристического центра. И вряд ли мы спросим, есть ли у этих продуктов сертификат. А тем более — какой он и все ли проверки прошла продукция, прежде чем оказаться в нашей тарелке».
Учет, контроль и надзор за контролерами
Эта участь не минует ни одного биопроизводителя ЕС. Проверки на соответствие требованиям главного закона — «Положения об органическом выращивании» — проводятся не реже 1 раза в год по плану плюс обязательно сюрпризом. И это только начало. Каждый европейский биофермер принимает у себя еще инспекции национальных органов и проверяющих, посланных заказчиком биопродукции. Дальше каждый уровень контролеров имеет своих контролеров, и на их вопросы биофермер тоже должен иметь ответ!
Представления взрослых о качестве пищи зависят от опыта, полученного в детстве. Малышам важно знать, что вкус биопродуктов на удивление разнообразен.
Вот, например, какую процедуру должен пройти каждый производитель, желающий получить от немецкого государства маркировку — знак Bio-Siegel, гарантирующий экологически чистое происхождение продукции. Независимо от результатов проверок контролеров ЕС он должен заново доказать соответствие своего хозяйства всем требованиям. А получив одобрение на очередном местном уровне и сертификат, он получает еще один инспектирующий орган и целую цепь проверок. Она заново охватывает все стадии выращивания или производства, включая упаковку и маркировку. Например, тем, кто делает биохлеб, предстоит показать и ферму, где растет зерно, и мельницу, и пекарню.
А что взамен, спросите вы, получает биопроизводитель, выдержавший схватку с природными напастями и шквал проверок? Субсидии от государства. И главное — уверенность в нужности дела, которое он делает. Биосфера слишком трудна для случайных людей!
Последние обсуждения