Вы хотите обогатить и оживить окружение малыша? Вырастить человека, способного принимать самостоятельные решения? Человека с оригинальным мышлением, с активным, пытливым умом, уверенного в себе в любой ситуации? Если да – срочно вызывайте сказочника. Он поделится с вами своими секретами.
Марина Андросова , психолог, педагог
ДЖАННИ РОДАРИ
Всем известный итальянский писатель-сказочник, не только сочинил множество занятных историй, но и поделился тем, как он это делал, раскрыв секрет придумывания и фантазирования. Оказывается, в основе загадочного рождения сказки лежит «обычная» игра.
КАК СОЧИНИТЬ ИСТОРИЮ?
Сказка появляется там, где организуется неожиданное соседство слов, происходит встреча одного понятия с другим, провоцирующим его, заставляющим его приобрести новый смысл. Джанни Родари приводит массу примеров организации такой встречи. Это и игра в ассоциации, и подбор рифмующихся пар слов, и работа с орфографическими ошибками. Интересные сочетания можно найти и попросив двух детей тихо назвать по одному слову. Или пусть ребенок просто ткнет пальцем в разные страницы словаря. А можно провести опрос в семье и узнать, получится ли сказка из маминого и папиного слова. Даже сочетание «пес» и «шкаф» уже заставляет работать воображение. А если назвать произвольно предмет и действие (подлежащее и сказуемое), интересная история не заставит себя долго ждать. Что было бы, если бы у Сицилии оторвались все пуговицы? Или если бы лифт взлетел на Луну? Чем не повод дать волю фантазии!
А что, если самим сотворить новые слова? Используйте разные префиксы: супер-, анти-, полу-, не-, микро-, макси-, би- или прилагательное «двойной» – и вот уже появляются антиточилки, которые сточенный конец карандаша наращивают, или микрогиппопотам. Постепенно малыш включится в словотворчество и овладеет тонкостями своего родного языка.
В качестве занятного времяпрепровождения Родари напоминает и об игре в перемешанные вопросы и ответы или вырезанные и сложенные в произвольном порядке заголовки газетных статей. Ничего, что кроха пока не умеет читать. Его задача сводится к выбору листочка и передаче его вам.
Если ребенок любит рисовать, не упускайте и эту возможность развить его воображение. Займитесь «рисунком в несколько рук»! Начинает малыш, продолжает мама, затем папа, бабушка и снова малыш. Каждый старается реализовать свой замысел – получается нечто непонятное, поскольку ни одна из форм не завершена.
СЛУШАЙ, ДЕТКА!
Сказка для ребенка прежде всего «идеальный способ удержать возле себя взрослого». Содержание не имеет такого уж значения – для малыша важен голос, оттенки речи, мамино лицо, ее нежность, а также знакомство с родным языком, его структурой.
Ребенку предоставляется возможность рассмотреть взрослого, насладиться его присутствием и полной отдачей. Поэтому важно, чтобы сказку читали мама или другой близкий малышу человек, а не проигрыватель. Кстати, восприятие сказочных ужасов (чудовищ, ведьм, крови, смерти, злого волка) зависит от «обстоятельств», при которых кроха их встречает. Если рядом мама, то и бояться злого волка можно только понарошку!
СКАЗКА НАИЗНАНКУ
Сказку можно не только читать или рассказывать, в нее можно играть. А как это сделать, рассказывает итальянский сказочник. В каждом случае он берет уже известную малышу сказку. Можно начать рассказывать ее с ошибками. Однако для этой серьезной игры нужен подходящий момент. Дети консервативны, им необходим порядок и успокоение. Но бывает, что Красной Шапочке уже нечего сказать малышу. Тогда сказка после ее «перевирания» заставляет ребенка переживать ее заново.
Другой вариант − добавить к привычному ходу сказки новое, не свойственное ей понятие. Красная Шапочка, бабушка, волк и (вот оно!) – вертолет!
Джанни Родари советует и полностью вывернуть сказку наизнанку: например, Красная Шапочка злая, а волк – добрый. Что получится теперь?
Другой рецепт игры – «салат» из сказок. Здесь писатель предлагает переплести разные сказки. Итак, Красная Шапочка повстречалась в лесу с… Мальчиком-с-пальчиком…
Игры со сказками кажутся нескончаемыми! Предложите ребенку несколько специально подготовленных картинок. Каждый раз, раскладывая карточки по-новому и стараясь связать их единым рассказом, мы будем получать все новые и новые варианты историй. Каждый раз выходит небольшой комикс из случайных картинок, вырезок из журналов и рекламных брошюр. Многие взрослые не любят традиционных комиксов, избегают их. А вот Джанни Родари считает, что они уже сами по себе дают работу воображению. Ведь, чтобы дополнить пустоту между рисунками, надо включить фантазию. Детей интересует в комиксах возможность играть в них: понимать значения разных облачков, улавливать последовательность рисунков и реплик, распознавать и запоминать персонажей. Конечно, для маленьких детей знакомство с настоящими комиксами еще впереди, а сейчас самое время предложить им, например, последовательные картинки В. Сутеева.
ЗАГАДКИ, ПРЯТКИ И ПЕРЕОДЕВАНИЕ
Научить ребенка придумывать загадки не так уж сложно. Важно понять три обязательных этапа их рождения. Это: «отстранение», «ассоциация» и «метафора». Сначала нужно взглянуть на предмет так, будто видишь его впервые, затем подобрать к выделенным общим чертам другие ассоциации. Теперь остается дать метафорическое определение и при желании придать загадке привлекательную форму.
По мнению Родари, загадки нравятся малышам потому, что они отражают детский опыт познания действительности. Процесс детского познания происходит в форме открытия, сюрприза. Этот же механизм задействован и в игре в прятки. Но эту забаву Родари рекомендует детям еще и потому, что ощущение того, что ты пропал и снова появился, укрепляет в ребенке чувство уверенности, его способности расти, радоваться жизни.
Не менее важную роль отводит писатель и игре в переодевания, когда ребенку предоставляется возможность стать другим, пожить не своей жизнью, а затем снова стать самим собой.
ДОМАШНЯЯ ФАНТАСТИКА
Обратите внимание на обычные домашние дела малыша – одевание, купание, кормление, укладывание спать. Общение, выдумки, присказки, разговор матери с младенцем много дают малышу. Мама надевает башмачки на руки – и кроха смеется. Веселится он и когда мать, вместо того чтобы поднести ложку ко рту, пытается накормить собственное ухо. Оживляйте предметы, заменяйте их основное назначение и не бойтесь, что принесете вред научным знаниям малыша. Постарайтесь понять, чего хочет ребенок в данный момент − узнать или играть. Если время для игры, смело рассказывайте самые небывалые истории. Сказка про пуговку, которая искала свой домик, придуманная мамой, поможет быстрее научить кроху самостоятельно одеваться. Для самых маленьких можно сочинять и сказки, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе или на полочке креслица.
ИГРУШЕЧНЫЙ МИР
Придумывать истории, играя в игрушки, совершенно естественно. Но важно играть не вместо малыша, а вместе с ним, предоставляя себя в его распоряжение. У взрослого больше опыта, и он может обогатить игру ребенка, научить его играть позже самостоятельно.
Однако сказочник предупреждает, что, придумывая сюжет, нельзя в назидательных целях разыгрывать проступки малыша и его плохое поведение. Во время игры ребенок должен быть героем, он должен видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Малышу необходимо набрать запас оптимизма для борьбы с неизбежными трудностями.
МАТЕМАТИКА РОДАРИ
Джанни Родари написал маленькую книгу «Грамматика фантазии» с подзаголовком «Введение в искусство придумывания историй». Как играть с ребенком: не поучать, не обучать, а фантазировать? Ответы на этот вопрос вы найдете в книге.
«Сказка… есть упражнение в логике», − считает Джанни Родари и доказывает это множеством примеров. Сказку Андерсена о гадком утенке итальянский писатель разбивает на математические множества. Элемент А попадает в множество элементов Б и не успокаивается, пока не оказывается в своей естественной среде, состоящей из элементов А. Понятие относительности, понятие «большой – маленький» тоже легко преподносятся через историю о маленьком гиппопотамчике и большой мухе или сказку о синьоре, у которого было тридцать автомобилей и столько же волос.
С операцией логического порядка малыш знакомится, задавая вопрос «Кто я?» Выясняется, что ребенок и сын (дочь), и внук (внучка), и брат (сестра) и пешеход, и друг и т. д. При ответе на вопросы: «У тебя есть брат?» и «А у твоего брата есть брат?» дети, плохо знакомые с волшебными превращениями человека в мышь и мыши в человека с помощью волшебной палочки, на первый вопрос ответят «да», а на второй «нет». Сказка учит детей неоднозначному восприятию предметов и вещей и закладывает основы логики, а малыш и не догадывается.
Последние обсуждения