Прежде чем погрузиться в разговор о музыке, я хотела бы напомнить простые правила, которые сделают любой культурный выход с малышом полезным и приятным как для вас, так и для него. Для этого необходимо:
Выспаться.
Быть сытым перед выходом из дома.
Выбрать ближайшую к дому концертную площадку.
Нарядно (и удобно) одеться.
Рассказать о здании, в котором состоится концерт, его интерьерах.
Сосредоточиться на мероприятии, минимизировать другие впечатления дня.
Не покупать дешевую мишуру во время представления.
Уходить, как только поняли, что потеря интереса устойчива (ни туалет, ни еда, ни ваше восхищение увиденным-услышанным не помогают).
Отказаться от расспросов сразу после его окончания (дать уложиться детским эмоциям).
Куда пойти
Выбираем концертную площадку, учитывая, что наилучшей будет та, что ближе всех к дому. То есть любая, на которой может звучать классическая музыка.
Расскажу про ситуацию в моем родном городе. Итак, в Петербурге вы всегда можете рассчитывать на одну из следующих площадок — здесь почти ежедневно играют классику:
Филармонии (Большой, Малый залы и Детская)
Капелла (Академическая и Мальтийская)
Консерватория
Дом композиторов
Санкт-Петербург богат на музыкальные школы и училища, которые находятся не только в центре. Учебные заведения будут рады еще нескольким зрителям, так что заходите, узнавайте, посещайте местные концерты или конкурсы. Кстати, у детей появится дополнительный интерес, когда они увидят, что музыка исполняется ребятами чуть старше их самих.
Если вы всерьез решили заняться музыкальным воспитанием ребенка, обратите внимание на всевозможные детские абонементы. Самым высоким уровнем содержания и исполнения отличаются все три зала филармонии и капелла. Подробнее об актуальных абонементах расскажу в отдельной статье.
Музыку регулярно исполняют в музеях. Почти во всех дворцах, в том числе и загородных, есть залы, подходящие по акустике и размеру к проведению музыкальных вечеров.
Например, Шереметьевский, Белосельских-Белозерских, Строгановский. А также Дом Кочневой — старинный купеческий особняк, в нескольких залах которого играют классическую музыку, а также ставят спектакли.
Оркестры также дают концерты на сцене театров, домов культуры, городской площади и даже цирка. Духовную музыку в светской обработке (в основном хор и орган) исполняют в христианских храмах. На концертную деятельность ориентированы Смольный, Сампсониевский, Исаакиевский соборы, Спас на крови, в церквях Святой Екатерины, Марии, Станислава и прочих.
В Петербурге в последние годы возобновляют концертную традицию на вокзалах (Витебский, Финляндский, Варшавский, Павловский).
Концерты-занятия
В наше время, когда рождаемость повысилась, время от времени появляются качественные музыкальные проекты для детей.
К ним относится детский музыкальный лекторий «Пикколо». Он организует концерты для детей от 2,5 до 7 лет. Среди артистов можно встретить как заслуженных музыкантов лучших театров города, так и талантливых детей, учащихся музыкальной школы при консерватории.
Мы с дочкой ходили и на концерт-лекцию, которую ведет опытный музыковед. И на художественную студию после него — дети зарисовывали свои впечатления под руководством профессионала. Эти встречи полезны тем, что с детьми разговаривают на их языке, объясняют, что хотел сказать композитор. Музыкант даже повторяет какие-то фрагменты, чтобы дети услышали сами то, что им только что разъяснили. Мы даже выполнили домашнее задание — нарисовали Моцарта, за что дочь получила в подарок магнит с его изображением. И теперь ребенок узнаёт великого композитора, потому как видит его каждый день дома на холодильнике.
Но я считаю, что мероприятий, созданных специально для детей, недостаточно для объемного образования, и совмещаю детские и «взрослые» концерты, чтобы показать ребенку пространство для роста.
Что слушать
Достаточно увидеть в афише имена В.А.Моцарта, А.Вивальди, И.С.Баха, чтобы купить билет на такой концерт.
Смело идите на симфонии И.Гайдна, вальсы Ф.Шопена, сонаты Р.Шумана, пьесы Ф.Шуберта.
Есть композиторы, отдельные произведения которых очень подходят для детского восприятия. Это «Пер Гюнт» Э.Грига, «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Царь Салтан» и «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.
Увертюры к операм и балетам, в которых заключён весь смысл будущих событий, при этом звучат они очень интригующе и ярко.
Обратите внимание на отчетные концерты музыкальных школ, лучшим из которых предоставляются сцены Малого зала филармонии и Академической капеллы. Иногда заслуженный педагог музыкальной школы или училища по классу скрипки, рояля, духовых инструментов и других демонстрирует достижения своих учеников за какой-то определенный период.
Опера и балет
Опера — вершина классического музыкального искусства. Очень сложна для восприятия, поэтому подготовка к ней начинается с прослушивания хоровых произведений на сцене филармонии. Ребенок будет готов учиться ее воспринимать уже к подростковому возрасту, лет с двенадцати.
Рисунок танца усваивается быстрее и проще певческого, поэтому с пяти лет можно начинать смотреть классические балеты — «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Золушку» — полностью.
Желательно, чтобы предварительно вы прослушали отрывки дома. Например, у вас есть двадцать свободных минут. Включите один номер с диска классической музыки для детей. Назовите автора и произведение, откуда взят этот отрывок, и прослушайте или даже станцуйте вместе выбранный трек.
Или, допустим, в сентябре вы прослушали увертюру к «Спящей красавице» дома, а в октябре отправились смотреть весь балет целиком.
До этого, пока ребенку три-четыре года, отведите его на концерт детской балетной студии, где дети исполняют небольшие законченные номера.
Как слушать
Берите билеты на первые ряды (плюс первый ряд хоров в Большом зале филармонии), чтобы ребенок был внутри происходящего и не имел шансов отвлекаться.
Рассчитывайте силы малыша. Мы весь первый год, с трех до четырех лет, ходили только на первое отделение. И то бывало, до конца не высиживали, потому что мой ребенок подвижный, а далеко не во всех залах можно гулять во время концерта.
Иногда можно на ухо шепнуть ассоциацию или название инструмента. В перерыве между пьесами (частями) сказать пару слов о том, что сейчас будет исполняться. Или выразить свое отношение к услышанному, показав ребенку таким образом, что музыку можно осмыслять. И ни в коем случае не спрашивать сразу же, что думает и чувствует он. Мнение должно вызреть.
Если вы собираетесь на концерт впервые, я советую вам идти парой — только один взрослый и один ребенок. Чтобы излишнее общение не отвлекало от сути происходящего.
Домашняя филармония
Если ваш ребенок болеет или вы живете вдалеке от культурного центра, организуйте собственный концертный зал. Соберите детей друзей, родственников или соседей, хотя бы трех-четырех человек. Предупредите, что форма одежда парадная, приготовьте вместе с детьми билетики и расставьте стулья перед большим экраном. Пусть кто-то из взрослых произнесет вступительное слово: пара слов о композиторе, включая какую-нибудь забавную подробность из его детства или вкусов в еде (так он станет ближе детям) и несколько фраз о сегодняшнем произведении. А потом полчаса музыки, например, симфония Гайдна или концерт для фортепиано с оркестром от Моцарта. После концерта пригласите всех на чаепитие, чтобы закрепить общий эффект положительными эмоциями.
Ребенок всегда чувствует и перенимает ваше настроение, поэтому делитесь с ним своим восхищением музыкой, исполнением, композиторским мастерством. Заведите традицию раз в месяц слушать классику в разных концертных залах.
Последние обсуждения