Предлагаю вам познакомиться с наиболее выдающимися педагогами, посвятившими себя делу раннего развития детей.
Мария Монтессори — удивительная женщина, целиком посвятившая свою жизнь детям, родилась в Италии в середине 19 века и была первой в истории этой страны женщиной-доктором медицины. Ее называли пророком, главным реформатором педагогики 20 века.
Педагогика Монтессори родилась из живого наблюдения за детьми, их возрастными особенностями и потребностями.
Мария Монтессори создала педагогическую систему, которая состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз: «помоги мне это сделать самому».
Монтессори — материал привлекает ребенка тем, что соответствует его естественным желаниям в том или ином возрасте. Монтессори заметила, например, что малыши 2-3 лет любят вставлять предметы в разные отверстия, и создала целую серию игр, основанных на этом стремлении, развивающих моторику малыша, его мышление (это рамки и вкладыши, цилиндры на подставках, другие материалы).
Весь Монтессори — материал построен так, что ребенок может сам контролировать свои ошибки. Учителю нет нужды указывать ребенку на его ошибки, тем самым у ребенка не ущемляется чувство собственного достоинства, он уверен в своих силах.
Ребенок учиться работать с материалами сам и во взаимодействии с другими детьми в группе. Причем, он может свободно выбирать, как он сейчас будет себя вести, чем заниматься. Может выбирать род деятельности.
В домашних условиях использование Монтессори — материалов довольно проблематично, из-за того, что их довольно много. Но можно использовать отдельные элементы методики или пользоваться более простыми играми, основанными на идеях великого педагога. Можно придумывать довольно интересные игры и занятия «по-Монтессори», не имея вообще никакого специального оборудования, познакомившись с основными направлениями метода и проявив немного фантазии.
О методике Глена Домана слышали многие. У нее много последователей, но так же много оппонентов.
Глен Доман — наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка», как вольно переводиться оригинальное название «Better Baby Institute» (BBI).
В отличие от Монтессори, Глен Доман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира. С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.
По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.
Книги Домана заражают читателя. Сразу хочется начинать делать так, как там написано. Но, к сожалению, методика очень трудоемка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребенка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время.
При пользовании методикой Домана, ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Он лишь пассивно поглощает информацию, не развивая творческие и исследовательские способности.
Тем не менее, при сочетании с другими педагогическими системами, элементы методики Домана дают неплохие результаты. Главное, в чем Доман, несомненно, прав, это то, что чем меньше ребенок, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Можно даже оставить систему карточек, так как малыши очень любят картинки, но только изменив подход к организации занятий и добавив к этому творческую и исследовательскую деятельность, развивающие игры.
Кстати, наиболее полная и эффективная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Болшева, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.
Ими открыто и описано явление «НУВЕРС» — «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы. Автор называет свои игры «ступеньками творчества».
Игры Никитиных не являются чем-то застывшим, своего рода догмой. Каждая игра, по словам автора, «предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать;…такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет успешнее…, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка».
Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними. Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы «избавиться» от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.
Но игры Никитиных, опять же, не могут быть единственным средством развития ребенка. Они должны быть уравновешены занятиями искусством и гуманитарными дисциплинами, которые в системе Никитиных практически совсем не представлены. Нет у Никитиных и своего метода обучения чтению и письму. Не вполне проработана математика.
К занятиям по системе Никитиных нужно добавлять элементы других развивающих методик.
Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны выдающимся питерским педагогом-новатором, подвижником своего дела Николаем Александровичем Зайцевым (р.1939).
Его многочисленные пособия, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре (это, прежде всего, игры, а потом уже пособия), на природосообразности всех материалов (не портится зрение и осанка детей в процессе занятий), на системности подачи материала.
«Кубики Зайцева» — не просто кубики с буквами, это звучащие, разные по размерам и цветам кубики со всеми сразу складами русского языка, позволяющие ребенку (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам.
Можно использовать «складовой» принцип чтения и в применении других методик и пособий.
«Математика Зайцева» — система таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, как производить действия с числами. Рассказывает о дробях и степенях. Открывает много других секретов. Эта методика хороша для деток от как 3-4 лет, так и учеников начальной школы. Малышам более раннего возраста она не годится по двум причинам, во-первых, мелкости изображений на таблицах, во-вторых, сложностью привлечения внимания крошек к процессу стояния у таблицы и ее рассматривания. Но многие из принципов математики Зайцева могут успешно использоваться в играх с различными играми и игрушками.
Надеюсь, что обо всех этих «но», касающихся методик Зайцева и всех остальных вышеописанных способах обучения малышей, мы поговорим в следующих номерах.
Теперь давайте рассмотрим две развивающие игры, разработанных по методикам замечательных педагогов-новаторов, о которых шла речь в нашей статье.
Первая игра основана на идеях Марии Монтессори и соответствует естественному стремлению ребенка к упорядочиванию предметов и желанию вставлять предметы в отверстия.
Рамки и вкладыши «Больше — меньше» — это небольшая фанерная подставка, на которой размещены изображения пяти однородных объектов (яблоки, телефончики, собачки, утята), последовательно уменьшающихся. Каждый рисунок имеет маленькую ручки, с помощью которой он легко вынимается из подставки. Задача малыша (а игра предназначена для детей от 2 лет) высыпать все рисунки на стол, а затем вставить их обратно в рамки, подбирая по размеру на глаз или методом проб и ошибок. Игра знакомит с понятие величины, развивает глазомер, логическое мышление, развивает мелкую моторику.
Вторая игра — «Дроби» Никитиных. Представляет собой набор фанерных подставок, с расположенными на них 12-ю кругами. Один из них целый, остальные поделены на части (2,3 и т.д. до 12). Формирует представление о дроби, как о части целого, дает представление цветах, о размерах и позволяет их сравнивать, развивает и укрепляет навыки счета, расширяет математические представления ребенка, логическое мышление, мелкую моторику. Задача детей научиться собирать целые круги из частей, научиться сравнивать детали по величине, научиться правильно называть дробные числа, складывать, вычитать и даже умножать, а также находить равные дробные числа.
Использованная литература:
Мария Монтессори «Разум ребёнка», М., «ГРААЛЬ», 1997
Мария Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики», Гомель, 1993
Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или Развивающие игры», М., «Просвещение», 1989
Последние обсуждения