Почему болеют дети?

Почему болеют дети?

— Если в основе болезни духовные корни — грех, то почему болеют дети? Они же ни в чем не виноваты.

Священник Виктор Грозовский, отец девятерых детей («Если в православной семье заболел ребенок»):

— Ребенок и страдание. Как это осмыслить? С точки зрения человеческой справедливости этот вопрос неразрешим. Ответ на него дается только в перспективе вечности.

Больные дети как бы принимают на себя подвиг мученичества ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир. И мы, может быть, благодаря им еще имеем время на покаяние. Но мы по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого часто этого не чувствуем.

Грехи родителей, ближайших родственников — большое зло для детей. Чаще всего, но не всегда, за них они и несут свою ношу страданий. За наше нерадение о спасении их душ.

Ведь главная задача родителей состоит в том, чтобы воспитать детей духовно. Не замкнуться только на обеспечении физического существования. Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво — мы вредим душе ребенка. Ослабляем защиту против бед и болезней. И в этом — наш самый главный грех.

Надо, чтобы в семье все были крещены. А брак был венчан и чтобы семья воцерковлялась. К этому надо стремиться.

Семья — это ведь единый организм, единое тело. И духовный груз, который на ней лежит, часто распределяется между ее членами неравномерно. Часто бывает, что именно дети расплачиваются своим здоровьем за ошибки родителей. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но по этому же закону страданиями одних искупаются грехи других. Не зря говорят — праведность до седьмого колена спасает.

Болезнь детей всегда означает: настало время каяться и повышать планку духовной жизни, дорогие родители.

— Но ведь дети болеют и у добродетельных родителей. Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма Святой мученицы Татианы при МГУ («Последняя крепость. Беседы о семейной жизни»):

— Не обязательно. Никогда не следует говорить о родителях, что они страшно согрешили, поэтому у них родился такой больной ребенок. Причины здесь могут быть многоразличными.

Болезнь болезни рознь. Есть те, что, несомненно, происходят от грехов родителей, и другой природы они просто не бывают. Это определенные болезни, проистекающие от табакокурения, винопития или невоздержанности в грехах против седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй».

Если же иметь в виду подверженность болезням человеческого естества в принципе, то нужно помнить, что человеческая природа исказилась не нашим конкретным грехом. Болезни, скорби и смерть вошли в нее после грехопадения прародителей. И поэтому сама по себе благочестивая жизнь мамы и папы не является непременным гарантом здоровья их детей. Бывает, что у вполне благочестивых родителей дети умирают во младенчестве или имеют те или иные недуги. К примеру, святой страстотерпец царевич Алексий…

Есть и другие примеры. В Евангелии от Иоанна сказано: «И, проходя, увидел Он человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1-3).

Или блаженная Матрона, которая с детства стала страдалицей за Христа, была предельно ограничена в физических проявлениях своей жизни. Но ведь это не по грехам ее родителей и тем более не по ее личным грехам была дана ей такая болезнь. А для того, чтобы она стала тем гигантом духа, каким стала, чтобы смогла вырасти до того подвига великого предстояния за людей и утешения их, на какой была избрана Богом.

Или Артемий Веркольский, который умер, убиенный молнией в отроческом возрасте. По грехам родителей? Нет. Потому что он был избранником Божиим, которого Господь взял к себе чистым.

Иногда то или иное ограждение физической немощью попускается ребенку для того, чтобы он, взрослея, обретал веру и становился глубже, чем мог бы быть при телесной красоте и физическом здоровье.

Я знаю семью одного благочестивейшего священника, служащего за границей, у которого в молодости родился ребенок с болезнью Дауна. И он через всю свою священническую жизнь нес этот крест и это попечение о нем как долг любви. Хотя по-человечески это трагедия. Но для того чтобы этот священник вырос в меру того дивного образа настоящего батюшки, каковым он является, это было, несомненно, попущение Божие. И оно дано было потерпеть тому, кто смог такое вместить.

Так что ребенку нередко попускается недуг для того, чтобы его родители возросли в большую меру веры, крепости и благочестия. Исправили то, что накопилось в предыдущих поколениях семьи. Болезнь дается им как крест. В том числе и за усопших близких, во искупление их грехов.

А какие-то болезни случаются в силу общей падшести человеческого рода. В силу открытости духам злобы поднебесной. Не забывайте о том, что в мире есть не только добро, но и зло. И в особенности перед ним уязвим человек некрещеный, невоцерковленный.

Так что все сложно и невыводимо одно из другого, как математическое действие, как дважды два четыре: родители согрешили — родился больной ребенок.

Неправильно говорить, будто болезнь всякий раз есть наказание Божие за грехи. Но о себе рассуждать так — полезно».

— Какие духовные методы врачевания можно использовать во время детской болезни?

Врач-священник Алексий Грачев («Когда болеют дети»):

— Когда ребенок заболевает, первым делом должна звучать молитва. Мама и папа должны внутренне собраться. Оставить всякую суету. Подойти к иконе. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои дела. Как бы сильно ни переживали за ребенка, стараться не показывать свою тревогу. Потому что эта суетливость не приносит малышу ничего, кроме расстройства. А молитва очень помогает пережить волнение.

Конечно, бывают опасные ситуации, когда каждая секунда дорога. Высокая температура, судороги, острое отравление, остановка дыхания. Но и в таких случаях всегда можно сказать: «Господи, помилуй», прежде чем что-то предпринять. Или делать это одновременно с лечением. Тем более в момент опасности это нужно! У родителей всегда должно быть чувство, что Господь рядом.

При тяжелой болезни важно причастить ребенка. Причащение положит доброе основание в его лечение. Для этого можно пригласить батюшку прямо на дом.

Еще одному из родителей надо пойти в храм и заказать молебен о здравии болящего младенца — скажем, святому, имя которого он носит. Принести освященную на молебне воду домой и поить ребенка. Причем как можно чаще.

Больному святую воду можно давать не только натощак, но и в течение всего дня. Можно омывать ребенка этой водой — голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме, чтобы врачевать нас. Поэтому будем постоянно брать ее из храма, пить, помазываться ею, окроплять жилище, одежду и вещи, которыми пользуемся. В доме всегда должна быть крещенская вода на такие вот особые случаи. И все это хорошо принимать с молитвой, дабы получать освящение и укрепление.

Можно заказать сорокоуст о здравии — тогда ребенка будут в храме поминать сорок дней.

Поближе к детской кроватке стоит поместить икону — чтобы ребенок, когда лежит и болеет, видел ее. Хорошо бы затеплить лампаду, ее сегодня можно купить в любой церковной лавке. Когда родители входят в комнату, желательно, чтобы они благословляли сына или дочь своим троеперстием. Особенно на ночь.

Можно окружить ребенка освященными предметами. Положить рядом крест, чтобы он почаще к нему прикладывался. Можно целовать нательный крестик, который, конечно, должен быть на ребенке. Хорошо, если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем. Даже во время купания крест остается на нем.

Лекарство и вообще все, что мы даем ребенку, также полезно осенить крестом.

Болезнь — это ведь не просто неприятность, а духовная школа для всей семьи. Господь посещает ее и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть все. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретают какую-то пользу. Родители — как попечители о духовном и телесном состоянии ребенка. Другие дети приобретают навык заботы о ближнем. Опыт сочувствия. Сам ребенок с ранних лет учится подчинять телесные проявления жизни духа, которая должна быть у человека на первом месте. Так что болезнь всегда приносит человеку духовное добро.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий