Ежегодно тысячи родителей ведут своих чад в школу, с волнением ожидая от них успехов. Практически все мы стараемся воплотить в детях свои желания, школьные провалы и недостатки, считаем, что они должны учиться лучше, чем мы, все знать и уметь. Поэтому нередко такое ожидание сопровождается излишним эмоциональным волнением.
Иногда мы с болью воспринимаем то, что в каких-то моментах обучения наши дети выглядят хуже, чем в свое время их родители. А в действительности мы были такими же, просто подсознательно обманываем самих себя и не в состоянии признать, что сами вовсе не идеальны.
Моя мама в школе писала красиво и без ошибок (она вообще золотая медалистка), я — значительно хуже, а почерк моего сына, который уже посещает второй класс, заметно красивее чем мой в его возрасте.
Многие родители, несмотря на несколько неуклюжие, кривые закорючки, что иногда и не напоминают буквы, сердятся и наказывают детей, повышают на них голос, а нередко и избивают. К своему удивлению, если они были внимательны к самим себе, то замечали, что при применении таких «методов воспитания» усиливаются негативные эмоции, и чем их больше, тем хуже становится почерк ребенка.
Уважаемая учительница моего сына — Людмила Ивановна, объясняя на родительских собраниях, почему нельзя сердиться на детей за плохой почерк, предложила нам (родителям) написать пару строчек левой рукой и удостовериться, что мы пишем еще и хуже ее маленьких учеников. Причина такой ситуации очень проста — не отработана соответствующая привычка или динамический стереотип писать этой рукой. (см. также статью левша или правша)
Давайте посмотрим на процесс письма несколько глубже и попробуем разобраться в возможных причинах некрасивого почерка наших детей.
Письменная привычка является одной из тех, которая, возникая как-то раз, не исчезает никогда. К таким навыкам еще относятся катание на велосипеде и плавание. Конечно, если пишем исключительно с клавиатуры компьютера, то навык ухудшается. Но после применения незначительных по времени и интенсивности усилий она восстанавливается.
Процесс письма является психофизиологическим актом. Он определяется условно-рефлекторной системой движений, состоящих из сознательных и автоматических (подсознательных) компонентов. С точки зрения «чистой науки» описывать процесс формирования такого навыка будет недостаточно интересным для читателя. Попробуем сделать это максимально кратко и в доступной форме.
У ребенка плохой почеркФормирование любого навыка связано со своеобразным рисованием в мыслях личности соответствующего образа. И пока в «голове» ребенка не сформируется соответствующий моторный образ того, как будет выполнено соответствующее движение, правильное его выполнение невозможно. В этом плане интересна мысль Н. А. Бернштейна: «При тренировке любого движения (в том числе и письменной привычки) в первую очередь тренируются не руки, а мозг».
Ученые признают, что формирование мысленного образа движения вызывает изменения в различных системах организма, приводит к состоянию необходимого для дальнейшего выполнения действий соматическую, вегетативную и психическую сферу организма. Простое подтверждение этого вы можете получить, если ярко вообразите себе действия, связанные с определенным нервно-психическим или эмоциональной нагрузкой, некогда переживали в вашей жизни.
Например, представление прыжка с парашютом, высоты, свободного падения, сопровождающие его у людей, имеющих незначительный опыт прыжков, вызовет определенную тревогу, ситуативное увеличение частоты сердечных сокращений и т.д. То же самое возникает и при представлении процесса написания только в значительно меньшей степени. У ребенка этот образ еще не сформирован и поэтому это вызывает соответствующие «сбои», что негативно отражаеться на конфигурации букв, направлении строк, а также других признаках почерка.
Чтобы хорошо писать, человек должен:
— Мысленно выделить звуки, составляющие слово, распределить непрерывный звуковой поток на отдельные «фонемы», то есть на отдельные звуковые единицы, из которых он состоит;
— «фонемы» перекодировать в зрительно-двигательные элементы процесса письма. То есть представить, как выглядит каждый звук (буква) в целом;
— потом через головной мозг и другие органы центральной нервной системы дается соответствующая команда — какие движения выполнять для написания. Движения эти не обычные, непохожие на движения в развитых обезьян, приспособленных к лазанью по деревьям и хватанию пищи, а высокоорганизваными, с тонкими нюансами.
Что же обеспечивают эти команды? Во-первых, организацию необходимой рабочей позы ребенка, во-вторых, соответствующую силу нажима маленьких пальчиков на ручку и ручки на бумагу, в-третьих, достаточное напряжение мышц плеча и предплечья и некоторых других мышц тела, отвечающих за соответствующую плавность и круговидность движений, их ритмический рисунок. Кроме этого, обеспечиваются движения, направленные на организацию нормального соотношения между точностью, предусмотренной прописями и индивидуальной вариативностью, соблюдение координации движений во всех плоскостях (вертикальные, горизонтальные, промежутки между буквами, словами и строками).
Помимо прочего, процессом письма руководят те участки головного мозга, которые отвечают за нормальную работу кинестетического, зрительного и слухового анализатора. Поэтому, можете представить, насколько трудно детскому организму, который еще не сформировался полностью, одновременно управлять всеми этими органами для качественного выполнения упомянутых задач.
Плохой почерк у ребенкаИндивидуальность развития всех этих органов, нервных связей между ними, даже состояние мышечной системы, а также неповторимость умение формировать целые образы в воображении и двигать их, безусловно, влияет на специфичность почерка каждого ребенка.
Этим небольшим очерком я демонстрирую только маленькую часть тех функций и действий, которые выполняет человеческий организм, обеспечивая наиболее адекватные решения при построении движений письма.
Специалисты, изучающие проблемы связи между почерком и психофизиологическими особенностями человека, считают, что конечное формирование почерка, как и всего организма заканчивается примерно в 25 лет. Одновременно и после этого могут наблюдаться изменения признаков почерка, вызванные болезнями, специфическими состояниями и другими причинами, в нашем понимании которые и ухудшают почерк.
Давно доказано, что храктер человека и его почерк — взаимосвязанные феномены и по почерку можно диагностировать как отдельные черты характера, так и его тип в целом. Кроме того, искусственно изменяя почерк, можно корректировать характер (графотерапия). В возрасте 6-7 лет, когда они начинают учиться писать в школе, характер еще не сформирован. Отдельные его черты находятся в исходном состоянии и соответственно влияют на почерк.
У маленьких школьников, которые несколько не дисциплинированные, излишне подвижный, иногда агрессивный и импульсивный, почерк характеризуется большими, чем у других детей, буквами, их элементы имеют углоподобную форму, напор и наклон непостоянный, написание без линеек для них почти невозможно, потому что строки «ползут» вверх или вниз. У других — малозаметных в детском коллективе, смущенных, в определенной степени тревожных и плаксивых может проявляться «дрожание» в «стенках» букв, небольшой напор, который постоянно меняется, уменьшен по сравнению с другими детьми размер букв. При написании на не разленееной бумаге этот размер может уменьшаться до конца строки.
Когда мы сердимся на детей, то вызываем у них соответствующие эмоции, которые у одного проходят в форме встречной агрессии, а у другого повышается уровень ситуативной тревоги и т.п. Такие эмоции видны за вегето-сосудистыми проявлениями, например, такими как покраснение, побледнение, увеличение частоты сердечных сокращений и дыхания, возникновение дрожания…
Безусловно, такое нарушение нормального баланса организма отражается на самых некрасивых, как на наш родительский взгляд, признаках почерка. Дети начинают писать с еще большим несоблюдением линии строки, разными по размеру буквами с «танцующим» уклоном. В конце почерк становится ужасным, и мы со всей родительской жесткостью, воспринимая это все за лень, отсутствие настойчивости, начинаем применять более жестокие (считайте — бесполезные в этой ситуации) методы воспитания.
Худшее, то, что дети, формирования навыков у которых происходит в таких условиях, как правило, так и не учатся писать красиво. Но это полбеды. Мы именно так ломаем индивидуальность, неправильно формируем характер, что со временем может привести к невозможности нормального творческого развития личности с полноценным задействованием всех внутренних сил ребенка.
Если у ребенка плохой почеркОтдельно хочется сказать о следующем. Нередко у детей-первоклассников проявляется так называемое «зеркальное письмо». Когда такой признак фиксируется у взрослого человека, то она является тревожным симптомом, поскольку может свидетельствовать о нарушениях в сигнальных системах, распад пространственно-двигательных связей, возможно органическое поражение тех частей головного мозга, отвечающие за работу зрительного анализатора.
Одновременно у детей такая ошибка должна восприниматься достаточно спокойно, поскольку у них именно этот анализатор, его связи с другими участками головного мозга и органами нервной системы еще недостаточно развиты. Необходимо также помнить, что «зеркальное письмо» может наблюдаться у взрослых — левшей, искусственно перевчених писать правой рукой.
По этой же причине некоторые дети при написании под диктовку могут заменять артикулярных близкие буквы. Например, «ж» на «ш», «с» на «ц», что связано с пока недоразвитым слуховым анализатором.
В таких случаях в первую очередь, дорогие родители, вы должны ругать себя. Как правило, у тех детей, которым в детстве поют колыбельные, дают слушать музыку, тренируют петь самих, учат учить и рассказывать стихи, слуховые анализаторы работают значительно лучше. Если вы вместе с ребенком много рисовали, обращали ее внимание на конфигурацию и мелкие детали строений, деревьев, машин, обсуждали, что видел малыш в течение дня и во сне, то соответственно развивали его зрительный анализатор.
Когда же с возрастом у детей при обучении и повседневной жизни развиваются те психологические качества, которые «делают» личность более спокойной, устойчивой и адаптивной к внешним раздражителям — постепенно и почерк выравнивается, становятся стабильными наклон и нажим, направление строк и другие признаки. В школе дети много пишут, что соответственно и способствует формированию письменных навыков. При этом организм проходит через ряд проб и ошибок, что позволяет выбрать и создать свой индивидуальный стиль письма, отличающийся от других.
А пока все системы организма вашего ребенка не будут работать качественно и центральная нервная система не будет обеспечивать взаимодействие между ними, почерк будет формироваться . А на этом этапе он не может быть идеальным.
Подытоживая изложенное, хочется сказать, что каждый человек неповторим. Проявления такой индивидуальности есть во всем, начиная от отпечатков пальцев, ушных раковин и разнообразия цветов глаз, с характером и, конечно же, почерком.
Некрасивый почерк — это не трагедия. Проводя исследования зависимости между почерком и характером в течение почти 15 лет, я обратил внимание, что внешне красивый, а особенно украшенный почерк далеко не всегда принадлежит интеллектуально развитой и продуманной личности, хорошему человеку в широком смысле этого слова. Однако, если вы сможете воспитать Человека и здоровую, активную, умную, спокойную, с чувством юмора и другими положительными качествами личность, то его почерк будет достаточно ровным, нормального размера и будет нормально читаться. Поэтому предлагаю сосредоточиться не на наказании, а на более приятных и позитивно перспективных делах воспитания. Кандидат психологических наук А.В.Федин
Последние обсуждения