Большинство наших привязанностей родом из детства. Мы любим все то, из чего состояло это солнечное время. Например, музыку
Чудесный способ заложить в ребенке основы подлинной культуры — с первых дней жизни окружить его образцами настоящего искусства, которые сами собой становятся частью его жизни. Любимой частью — ведь нам обычно дороги впечатления раннего детства. Музыку, как мы теперь знаем, способны воспринимать не только крохи до года, но даже еще не родившиеся. Музыка такого периода не обязательно должна ограничиваться песенками для детей — это может быть и классика, и не стоит бояться перегрузить малыша пьесами для взрослых. Маленький человечек, с пеленок привыкший слышать мелодии Вивальди и Моцарта, вряд ли вырастет грубым и черствым существом. Однако в приобщении ребенка к классической музыке есть свои тонкости.
Классика для детей
Самая изысканная музыка, которую часами способны слушать родители, не всегда будет находкой для ребенка. Прежде всего, для того, чтобы сформировать у малыша не только тонкий вкус, но и позитивное мироощущение, ребенку от 0 до 3 лет нужны почти исключительно светлые мелодии в мажорном ладу (с трех лет можно постепенно „разбавлять» мажор минором). Вероятно, воспитанный на „Маленькой ночной серенаде» малыш вырастет и будет по десять раз подряд слушать „Адажио» Альбинони и вообще не будет воспринимать мелодии, написанные не в миноре. Натуру не переделаешь. Но это уже потом. А у раннего детства свои законы, и они требуют интонаций радости, умиротворенной или торжествующей. Это не значит, что в доме, где растет малыш, должна звучать только мажорная классика и детские подпевки, а о своей любимой музыке, не вписывающейся в такой ряд, родителям надо надолго забыть. Но нужно признать: во время беременности и в первые годы жизни малыша долю напряженно-экспрессивной, тревожной и трагической музыки любого жанра, звучащей в вашем доме, стоит ограничить. Даже если ребенок вроде бы не слушает музыку, занятый игрой, он воспринимает ее кожей — и исподволь те или иные мелодии, ритмы, аранжировки могут повлиять на становление его характера, формирование темперамента, породить положительные или отрицательные эмоции, отпечатывающиеся на подкорке. Лад и общее настроение — не единственная важная категория. Еще один из основных моментов — исполнение. Важно, например, чтобы музыка не была слишком громкой — лишние децибелы травмируют психику ребенка. Что касается инструментов, то, конечно, идеальным вариантом стала бы живая музыка, но далеко не все родители способны самостоятельно изобразить что-либо на фортепиано или даже гитаре. Хотя попытаться освоить какой-нибудь инструмент стоит. Например, неожиданно простой „игрушкой» может оказаться блок-флейта: чтобы извлекать звуки разной высоты, достаточно закрывать пальцами ее отверстия. Это, конечно, не совсем музыка, но малышу будут интересны странные необычные звуки красивого тембра, которые без особых усилий со временем сможет извлечь и сам юный меломан. Но главный ресурс — кассеты и диски. Выбирая записи для малыша, нужно следить за тем, чтобы музыка была, по-возможности, „живой» — в исполнении традиционными инструментами, а не электронными. Кстати говоря, сегодня в музыкальных магазинах можно купить и специальные диски или аудиокассеты с подборками произведений для детей, записанных, разумеется, в „правильном» исполнении. Это прежде всего диски из серии „Моцарт-эффект», репертуар которых составлен известным педагогом Доном Кэмпбеллом, и аудиокассеты фирмы „Росмэн» из серии „Фортепиано для детей». А если специальную детскую подборку найти не удалось или есть желание самостоятельно выбрать музыку для ребенка, учитывайте такие критерии, как мелодичность, спокойная интонация без ощущения тревоги или тоски — именно тоски, а не грусти, классическая простота красивых мелодий.
Круг интересов
Вольфганг Амадей Моцарт. Из всех композиторов-классиков он наиболее „детский»: многочисленные исследования специалистов показали, что по непонятным порой причинам именно музыка Моцарта — чистая, ясная, светлая и изысканно простая — особенно благотворно влияет на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Возможно, разгадка в том, что гений Моцарта сформировался и проявился, когда он сам еще был четырехлетним ребенком. Рекомендованных для малышей произведений Моцарта масса. Это и арии из опер, и симфонии, и сонаты. Особенно хорошо ложатся на детское восприятие следующие вещи (в скобках указаны отдельные части крупных произведений): Соната № 11 Ля мажор (Анданте и Рондо (Турецкий марш)
Соната для двух фортепиано Ре мажор (Аллегро),
Соната № 16 До мажор (Аллегро),
Соната № 5 Соль мажор (Аллегро),
ария Фигаро из оперы „Свадьба Фигаро»,
ария Папагено из оперы „Волшебная флейта»,
финал из оперы „Дон Жуан»,
„Маленькая ночная серенада» (Аллегро и Рондо),
С трех лет — Симфония № 40 Соль минор (Аллегро)
и Адажио Gran Partita (или Серенада № 10).
Иоганн Себастьян Бах. Прелюдии и фуги из книги первой „Хорошо темпирированного клавира», например Прелюдия № 1 До мажор или Прелюдия и фуга № 2 До минор, Маленькая прелюдия Ре минор, а также пьесы из „Нотной тетради Анны Магдалены Бах», прелестная „Шутка» из Сюиты № 2, Бранденбургские концерты, Партита № 1 (Прелюдия и Менуэт).
Петр Ильич Чайковский. Пьесы из „Детского альбома», особенно „Игра в лошадки», позднее — всеми любимая „Старинная французская песенка», фортепианный цикл „Времена года», фрагменты балетов „Щелкунчик» (вальс цветов, танцы фей, танцы кофе, чая и сахарных дрожжей), „Лебединое озеро» (па-де-де) и „Спящая красавица» (особенно — Танец с веретеном), Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Серенада для струнных инструментов до мажор.
Людвиг ван Бетховен. Немецкий танец из струнного квартета № 13, Соната № 15 Ре мажор (Рондо), Пасторальная симфония № 6 (она же — „Воспоминание о сельской жизни»), с трех лет — „К Элизе», „Сурок».
Антонио Вивальди.
„Весна» (1-я и 3-я части),
„Осень» (1-я и 3-я части),
„Зима» (2-я часть) из цикла „Времена года».
Леопольд Моцарт.
Игрушечная симфония (1-я и 2-я части),
фортепианные пьесы из „Сборника фортепианных пьес для начинающих».
Эдвард Григ. „Утро» из музыки к драме Ибсена „Пер Гюнт».
Йозеф Гайдн. Соната Ре мажор (Аллегро).
Франц Шуберт. Песня „Форель».
Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого.
Иоганн Штраус-сын. Вальсы.
Джоаккино Россини.
Увертюры к операм „Севильский цирюльник»,
„Вильгельм Телль»,
„Итальянка в Алжире»,
„Сорока-воровка»,
„Семирамида».
Арам Хачатурян.
Андантино,
с трех лет — Танец с саблями из балета „Гаяне»,
Марш из балета „Чипполино».
Роберт Шуман. Пьесы из „Альбома для юношества».
Мунцио Клементи. Любая из его многочисленных фортепианных сонат и сонатин.
Сен-Санс. „Аквариум» из фантазии для оркестра „Карнавал животных».
Сергей Рахманинов. Итальянская полька,
с трех лет — Элегия № 1, посвященная А.С. Аренскому.
Разумеется, этот список скорее ориентировочный. Он может и даже должен быть скорректирован и родителями, и самим ребенком. Важно обращать внимание на реакцию вашего малыша — как кроха слушает музыку (и слушает ли вообще), чем занимается под звуки той или иной мелодии.
Как увлечь малыша музыкой?
Кроха до трех лет вряд ли заинтересует музыка, присутствующая в его жизни только в качестве фона. Такого малыша в процесс прослушивания музыки нужно вовлечь, связав музыку с другими занятиями и впечатлениями. Самый простой ход — предложить ребенку вместе потанцевать или совершать движения, отвечающие характеру музыки: походить на цыпочках, попрыгать. Для таких занятий лучше всего подходит музыка бодрая, веселая. Можно поиграть с ребенком в игру: „О чем эта музыка». Конечно, у фантазий ребенка должны быть очень конкретные контуры, В музыке ему можно помочь услышать простые, узнаваемые вещи: вот идет дождик, а теперь вышло солнышко. А это прыгает птичка. А так танцует неуклюжий медвежонок. А это крадется мышка. Для поиска ассоциаций замечательно подходит, например, „Весна» Вивальди, музыка которой наглядно „рассказывает» о пробуждении природы — запели птицы, на деревьях набухли почки, показались подснежники и т.д. Любопытно, что конкретные текстовые ремарки такого рода внесены самим Вивальди прямо в партитуру. А какой-то более драматический музыкальный фрагмент может послужить иллюстрацией для сказки. Ребенку постарше предложите самому сочинить историю и нарисовать к ней картинку. Спокойные, напевные произведения в медленном темпе (из раза в раз — одни и те же, любимые и привычные) могут служить фоном для занятий рисованием или лепкой, использоваться в качестве колыбельной, причем лучше выбрать разные колыбельные для дневного сна и для ночного. Так, бетховенская „Последняя роза лета» очень нравится многим детям как дневная колыбельная. Для укачивания совсем маленького слушателя идеально подходит и другое произведение Бетховена — Соната № 15 Ре мажор, она же Пасторальная.
Короткие узнаваемые музыкальные фрагменты могут стать символами определенных занятий, например, танцы кофе, чая и сахарных дрожжей из „Щелкунчика» Чайковского послужат изысканным сигналом к началу трапезы. Слушать музыку по-взрослому, без каких-либо дополнительных занятий и уловок самые продвинутые малыши начинают года в три; некоторые, освоив кнопочки магнитолы, даже сами ставят себе любимые мелодии. В этом возрасте попробуйте устраивать домашние концерты, когда вся семья садится как-нибудь вечерком молча, без игр и танцев послушать хорошую музыку. К такой идиллической картинке очень просится камин, но можно легко обойтись и уютным светом бра. А при желании зажгите свечи и представьте себя завсегдатаями аристократического салона.
Некоторые маленькие меломаны настолько серьезно влюбляются в музыку, что уже лет в пять-шесть их можно смело брать на концерты в консерваторию. Иногда этот момент не наступает довольно долго — малыши, которых заставляют учиться музыке, порой даже
уверяют себя и других, что музыку искренне ненавидят. Но такой период, как правило, в конце концов проходит, и остается глубокая любовь к музыке и серьезная общая культура, что тоже, прямо скажем, весьма неплохо.
Последние обсуждения