Взрослых можно разделить на две условные группы. В первую входят те, для кого мир искусства родной и потребность в нем существует буквально на уровне инстинкта. Для таких людей звучит классическая музыка, работают музеи, снимаются хорошие фильмы. И есть те, кто, к сожалению, лишен чувства прекрасного. Причем обделенность вторых отнюдь не врожденная: просто этих людей вовремя и правильно не познакомили с искусством. А ведь тяга к творческому самовыражению наступает у всех детей обязательно, наравне с потребностью ходить и говорить.
ИЗ МОЦАРТА НАМ ЧТО-НИБУДЬ…
К музыке, как к самому доступному для понимания виду творчества, психологи рекомендуют приобщать ребенка в первую очередь. И начинать можно, еще когда малыш находится в утробе матери. Произведения Моцарта, пожалуй, наиболее оптимальный выбор и для будущей мамы, и для начала знакомства малыша с музыкой нашего мира. Светлые, понятные, радостные опусы великого австрийца дают позитивный и успокаивающий настрой.
Познание мира через музыку продолжается и с первыми колыбельными песнями мамы, и с первыми ритмическими движениями подросшего малыша под понравившуюся мелодию. После двух-трех лет знакомство с классической музыкой можно продолжить более осознанно, предлагая ребенку отрывки из произведений Чайковского, Баха, Рахманинова. Однако необходимо учитывать, что слушать музыку так, как это делают взрослые, малыш еще не способен. Он может двигаться под нее, пытаться петь, но долго вслушиваться в мелодию без слов ему трудно и неинтересно.
Музыковеды до сих пор не сошлись во мнении, как правильно слушать классическую музыку: внимательно, ни на что не отвлекаясь, или оставлять музыку включенной как фон. Естественно, многие согласятся, что такой фон в доме намного предпочтительнее постоянно работающего телевизора. Тем более что в отличие от классической музыки, помогающей ребенку мягко и гармонично войти в мир, современная попса или рок, которые, к сожалению, бесперебойно звучат в нашем радио- и телеэфире, способны вызвать негативные отклонения в поведении малыша вплоть до истерических реакций и общего психоза. Кроме того, под такие мелодии практически невозможно думать.
Но даже к такой безусловной величине, как классика, необходимо подходить с осторожностью. Не стоит перебарщивать и оставлять музыку включенной постоянно. Малыш либо вообще перестанет ее замечать, либо она помешает ему общаться с вами.
МОЖЕТ БЫТЬ, К ТРЕМ-ЧЕТЫРЕМ ГОДАМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ ЕЩЕ НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ, НО МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ УЖЕ СИЛЬНЫ.
Для музыки должно быть специальное время. Можно начать с утра. Как только ребенок проснется, поставьте тихую (обязательно мажорную) классическую мелодию. Привыкнув к звучанию прекрасных звуков, года в три-четыре ребенок уже и сам будет способен отдавать предпочтение тому или иному музыкальному произведению.
Разобраться самостоятельно в массе даже признанной музыки (а тем более подобрать подходящую мелодию для малыша определенного возраста) неподготовленному взрослому весьма трудно. Большим подспорьем могут стать готовые аудиосборники, составленные профессиональными музыкальными педагогами.
Что касается обучения малышей игре на музыкальных инструментах, то до четырех лет достаточно определенно об уровне музыкального слуха детей говорить не приходится – он еще просто не установился.
НАЧНЕМ С МАЛЕВИЧА
По утверждению физиологов, период осознанного увлечения изобразительным искусством и его понимания наступает у ребенка не раньше трех-четырех лет. Но это, конечно, не значит, что малышу не стоит рисовать, постигая цвета и формы. Более того, ребенок, которого лишили возможности выводить каляки-маляки в раннем возрасте, способен отставать в развитии от прочих детей.
Психологи советуют в качестве первого рисовального инструмента использовать обыкновенный карандаш, можно даже не цветной, поскольку сначала ребенок понимает, что такое форма, а уж потом осознает цвета. Когда малыш рисует кривую и говорит, что это мама или он сам, он действительно видит в ней именно маму или себя.
Для трех-четырехлетних ребят процесс творчества может не ограничиваться листом бумаги и красками или карандашами. Дети в этом возрасте обладают хорошо развитым пространственным мышлением и охотно не только лепят и вырезают, но даже проектируют самые различные вещи. Предложите, например, четырехлетнему ребенку из подручных средств (коробки, бумаги, красок, массы для лепки и т. п.) сделать мобильный телефон, и с вашей помощью он непременно создаст нечто и будет этим весьма гордиться.
Не слишком удачным выбором для детей лет до семи психологи называют различного рода трафаретные задания типа раскрасок или готовых чертежей будущих поделок, где уже запрограммирован результат. Копирование и повторение в этом возрасте ничего для развития творческого начала не дает (но может, напротив, подавлять его) и подходит для более старших детей, развивая, например, их внимание.
В профессиональную художественную студию раньше четырех лет малыша вести не стоит. Лучше выбрать специальную студию, куда приходят самые маленькие вместе с мамами. Многие из таких студий существуют прямо при музеях: ГМИИ им. Пушкина или Третьяковке. Кроме приятной атмосферы, обычно царящей на занятиях, и, собственно, возможности самовыражаться, малыш получает неоценимую привычку к музейным стенам и особому духу храма искусства. Человек был здесь в детстве, значит, как бы ни сложилась его жизнь в дальнейшем, наверняка его потянет сюда вновь. Кстати, знакомство с мировой живописью разумно начать с абстракций. Они лучше всего воспринимаются именно в раннем возрасте. Но не перегните палку – слишком частые просмотры абстракций способны негативно повлиять на неокрепшую детскую психику.
ТАНЕЦ КРОШЕЧНЫХ ЛЕБЕДЕЙ
Учиться танцам, причем с самого юного возраста, может абсолютно любой ребенок, независимо от комплекции. Необходимо лишь одно условие: желание малыша. Если ребенок упорно отказывается двигаться под музыку, не насилуйте его. Творчеством без удовольствия заниматься не имеет смысла.
Ребенок, с двух – двух с половиной лет регулярно занимающийся танцами, к пяти годам не «закостеневает», как сверстники, а сохраняет младенческую гибкость, приобретает стройность, хорошую осанку и развивает координацию движений.
Но не только красоте движения учат ребенка танцы. Без осмысления движения, без активной работы мозга никакого, даже самого наипростейшего, танца не получится. Танец учит взаимодействовать – и взаимодействовать гармонично! – абсолютно все части тела.
Сами родители, если у них нет хореографического опыта, вряд ли смогут профессионально заниматься с малышом танцами. Однако поощрять все его попытки двигаться под музыку стоит. А лучше танцевать вместе с ним.
Во многих детских хореографических студиях принимают детей уже с двух лет. Уроки строятся по специальным программам – от одного до двух раз в неделю, не более чем по 30 минут. Маленькие танцоры быстро устают, поэтому занятия проходят только в форме игры с непременным и частым отдыхом. Сначала детям предлагаются простейшие движения типа «хлоп-топ», из которых в дальнейшем можно «сложить» танец. Это можно сравнить со сборкой пирамидки, только здесь вместо частей конструктора собственное тело малыша, его движения и музыка.
БЕЗ ОСМЫСЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, БЕЗ АКТИВНОЙ РАБОТЫ МОЗГА НИКАКОЙ, ДАЖЕ САМЫЙ НАИПРОСТЕЙШИЙ, ТАНЕЦ НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
К четырем годам занятия усложняются, малышам дают понять, что теперь это не только игра, но и работа. В хороших студиях ребенку не только показывают движения, но и рассказывают о музыке, истории танца, помогая ему тем самым вжиться в образ, почувствовать себя, например, придворным, плывущим в полонезе, или лихим горцем, отплясывающим лезгинку.
Последние обсуждения