В последнее время вопрос о задатках и способностях детей волнует большинство родителей, если не с первого года, то уж к 4-5 годам – наверняка. Новомодной тенденцией стало раннее развитие всего, что возможно и …не очень возможно развивать. Ничего не поделать – предложение рождает спрос, и курсами шахмат для малышей от 1,5 года уже никого не удивить.
Цель этой статьи – познакомить родителей с научным психологическим взглядом на природу и развитие детской одаренности. Итак.
Научно говоря…
Способности это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему быть готовым к овладению какими-либо видами деятельности.
Когда мы говорим о способностях в психологическом плане, важно отметить индивидуальность этого набора качеств, присущих конкретному человеку. Так, например, способность к освоению речи есть у всех людей, а вот способность к овладению ораторским искусством — редкий дар. Способность к подражанию в той или иной мере, я думаю, также присуща всем, а хороший актер — пародист встречается не часто.
Происхождение способностей
Употребляя термин «способности» в повседневной жизни, мы обычно подразумеваем, что они даны человеку от природы, передались ему по наследству. А так ли происходит на самом деле? Вопрос о происхождении способностей является очень важным для науки. Окончательного ответа на него еще нет. Дело в том, что существует, по меньшей мере, две противоположные теории:
1) способности наследуются,
2) способности не наследуются, а развиваются.
Сторонники первой теории обращают внимание на то, что очень часто способности, особенно у очень талантливых людей, как правило, проявляются с самого раннего детства. Существует великое множество примеров такого рода. Хочу остановиться на одном из них.
Вот выдержки из биографии выдающегося ученого-физика, открывшего электромагнитные волны Джеймса Максвелла:
«…с детства мальчик был смелым и ловким. Он очень любил переделывать вещи, улучшая их конструкцию, мастерил игрушки, рисовал, плел из лозы корзинки, умел вязать и вышивать. Мальчик любил наблюдать за поведением животных, переносил с места на место осиные гнезда, смотрел, как прыгают и плавают лягушки. Тысячей «почему» он осаждал окружающих… Учился он сначала неважно, к занятиям относился скептически, много болел. Переломный момент наступил в пятом классе, когда началась геометрия. Она словно расковала силу его ума. Он занимался ею с исключительным увлечением. «Я сделал тетраэдр, додекаэдр и два других эдра, названия которых еще не знаю», — писал Джеймс отцу. Максвелл становится первым учеником. Один из его товарищей вспоминает такой случай: «Я помню, наш учитель трижды заполнил доску решением одной сложной задачи по стереометрии; едва он успел закончить, как Максвелл задал вопрос: «Нельзя ли решить эту задачу геометрическим методом»? И показал, как при помощи одной фигуры в несколько линий немедленно получалось решение».
В качестве еще одного доказательства врожденной природы способности сторонники данной теории приводят в качестве примера существование творческих династий. Наиболее ярко этот феномен можно проиллюстрировать не только на примерах династий музыкальных, но и цирковых: Дуровы, Запашные, Бугримовы, Филатовы…
Из поколений в поколение передаются навыки циркового мастерства наследникам. (Слово «навыки» я выделяю потому, что здесь теория пересекается с другой точкой зрения, но об этом — позже).
Следующим аргументом в пользу наследования дарований, является достаточно высокий уровень корреляции способностей у монозиготных близнецов.
Или все наоборот?
В качестве эпиграфа второй теории, мне кажется, подошла бы известная фраза: «На детях гениев природа отдыхает». Приверженцы этой теории утверждают, что ведущую роль в раскрытии способностей играют внешние условия, воспитание и обучение.
Доказательствами справедливости такого взгляда могут служить следующие факты: деятельность выдающихся педагогов, способных довести самых средних учеников до высокого уровня, и исследования развития некоторых способностей в определенных культурах. Так, исследование звуко-высотного слуха в сравнении русских и вьетнамских испытуемых, которое проводилось О.В. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер, показало гораздо более высокую музыкальность вьетнамцев. Это объясняется тем, что во вьетнамском языке высота звука имеет смысловое значение, чего нет в русском. Вполне вероятно, что, если бы проводились подобные исследования способностей к танцу, то выше они могли оказаться, в индийской или грузинской культурах.
Последние обсуждения