Несмотря на все усилия заинтересованных лиц — учителей, родителей, да и самих детей, год от года дети читают все меньше. Но плохо не только то, что они не интересуются Чтением, не становятся активными читателями, хотя в масштабе социума уже одно это грозит настоящей культурной катастрофой в самом недалеком будущем. Но еще хуже другое: у сегодняшних детей катастрофически падает уровень текстового мышления (так называется способность человека самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать тексты). Если двадцать лет назад на экзамене по русскому языку за курс неполной средней школы дети писали сочинение на вольную тему, то теперь министерство образования вынуждено было ввести в качестве экзаменационной работы изложение: большинству современных подростков написать самостоятельный текст просто не под силу.
Сегодняшние школьники в массе не в состоянии составить тезисный план параграфа по физике, найти ключевые слова в несложном научно-популярном тесте. Еще немного, и уровень текстового мышления общества достигнет катастрофической отметки. Но то же произошло с нашими детьми? На человечество обрушилась страшная неведомая эпидемия? Произошел сбой в генетическом коде? К счастью, нет. Главная беда — в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве.
Нет, никто не станет вас убеждать, что в компьютере или телевизоре заключено вселенское зло, что интернет — средство превращения вашего чада в клинического идиота. И конечно же, хотим мы того или не хотим, человек, не владеющий компьютером, не сможет сегодня добиться успеха в жизни.
Но информация, полученная при помощи компьютера (да и телевизора), имеет свою специфику: она лишена основных свойств, присущих книжному тексту.
Сведения подаются в легко доступной, сжатой форме: в виде схем, таблиц, каталогов, картинок с подписями. Современные обучающие интерактивные программы, безусловно, очень эффективны и позволяют добиться быстрых результатов, но опять-таки не приучают к вдумчивой самостоятельной работе с текстом — ведь куда проще выбрать правильный ответ из трех предложенных и щелкнуть по нему мышью, чем перечитывать несколько раз параграф или статью в поисках нужной информации.
И сегодня, когда видеомагнитофоном в детской уже никого не удивишь, да и собственный компьютер превращается в эталон счастливого детства, объем внетекстовой информации резко увеличивается с самых первых лет жизни ребенка.
В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. А значит, дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Вот и получился у нас замкнутый круг…
Один в информационном поле не воин
Ребенок оказывается вовлеченным в информационную среду еще до рождения, ведь начиная с шестого месяца, когда у плода развиваются органы слуха, он прекрасно слышит все, что происходит за пределами маминого животика. Поэтому беременным искони полагалось петь песни, при них запрещалось ссориться и сквернословить.
Увы, сегодня еще у мамы в животике и в первые месяцы жизни кроха оказывается во власти Его Величества Телевизора, ведь в большинстве семей включенный экран — это постоянный фон, который подчас просто перестают замечать. Взрослые. А дети замечают и запоминают все. Вот и получается, что в важнейшее время, когда активно формируется интеллект малыша, его мозг отравляют безвкусные сериалы, вульгарные клипы, навязчивая реклама…
Нынешние дети овладевают телевизионным пультом раньше, чем начинают ходить на горшок. При этом родители редко задумываются о том, какое влияние оказывает телевизор на сознание малыша.
Когда мы читаем детям вслух или рассказываем сказки, чтение далеко не всегда сопровождается картинками и малыш, чтобы понять, о чем идет речь, должен самостоятельно представить себе, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, то есть достроить к тексту видеоряд. Сказка часто передает слова героев в косвенной речи, и ребенку нужно мысленно воссоздать диалог. Все это очень сложная интеллектуальная работа.
Но при просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут диалоги только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощенном виде, и в результате у ребенка замедляется формирование текстового мышления.
Кроме того, визуальные впечатления вообще очень яркие, а если это мультфильм, в котором быстро мелькающие картинки сопровождаются музыкой, диалогом, а тем более погонями и драками, как это часто бывает в дешевых мультсериалах, — это настоящий информационный шок для ребенка. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу. Малышу необходимо время, чтобы переварить и осмыслить увиденное, поэтому не стоит разрешать ему смотреть мультики ежедневно и тем более по несколько за один раз.
Многие просвещенные родители стараются не включать телевизор, пока дети бодрствуют. Но, увы, далеко не у всех есть отдельные детские, а во время сна мозг ребенка не менее восприимчив к информации, чем в период бодрствования. Более того, давно установлено, что та информация, которую человек получил во сне, запоминается гораздо лучше и остается в памяти практически навсегда. На этом основываются многие современные методы обучения и лечения. Вот и получается, что заботливые родители тщательно фиксируют в мозгу ребенка именно то, что стремятся от него скрыть.
Радикально настроенные борцы с информационными технологиями сознательно отказываются от покупки телевизора. Но это, конечно, не метод. Хорошие фильмы, информационные, аналитические, спортивные, познавательные программы — все это необходимо современному человеку. В конце концов, существует видео, которое открывает массу возможностей для обучения и развития ребенка. Но чтобы телевизор не превратился в идола, которому будет поклоняться ваш малыш, не заменил ему книги, игры, друзей, близких, необходимо с детства обучать ребенка особой культуре пользования телевизором.
Если вы спите в одной комнате с малышом и у вас нет гостиной, поставьте телевизор на кухне или, если позволяет место, даже в прихожей. В некоторых домах телевизор держат во встроенном шкафу, чтобы не мозолил глаза, и раскрывают его, только когда идет что-нибудь стоящее.
Не включайте телевизор «просто так», как фон. Если вы смотрите передачу, когда малыш бодрствует, объясните ему: «Сейчас я смотрю новости» (или, к примеру, футбол). По окончании передачи подчеркните: «Все, новости кончились, давай выключим телевизор».
Никогда не переключайте бесцельно телевизор с программы на программу в поисках чего-нибудь интересного. Лучше приобретайте программу на неделю с аннотацией фильмов и передач и показывайте ребенку, как вы с ее помощью узнаете, что когда идет. Можно писать от руки или на компьютере расписание детских передач на неделю. Ребенок с удовольствием будет им пользоваться.
Отключайте телевизор на время рекламы.
Не позволяйте детям пользоваться телевизором без вашего ведома. Пока дети еще маленькие, можно выдергивать антенну и прятать пульт, когда подрастут, можно ввести пароль.
Покемоны против крокодила Гены
Большинство родителей интуитивно понимают, что дешевым импортным мультсериалам стоит предпочесть классические мультфильмы. Но… сериал идет в такое удобное время, а малыш буквально прилипает к экрану, и можно спокойно заняться своими делами. Да, кажется, ничего особенно плохого там и не происходит… пусть уж сегодня посмотрит… Но и назавтра родители вновь поддаются соблазну. А там ежедневный просмотр очередной серии становится ритуалом, и малыш воспринимает неожиданный запрет как прямое посягательство на свои законные права. Поэтому хочется предостеречь мам и пап: подобные мультсериалы оказывают самое что ни наесть отрицательное влияние на интеллект и нервную систему детей. Разберемся, почему.
Любой классический мультфильм (это может быть всемирно признанная советская мультипликация, старые диснеевские мультики, веселые польские фильмы про шалунов Болека и Лелека, чешские сказки про симпатягу Крота) имеет хорошо разработанный сюжет, связный, структурированный текст (выражаясь научным языком, в них есть завязка, кульминация и развязка). В сериале такого общего сюжета нет, мы видим все новые и новые, никак не связанные друг с другом приключения одних и тех же героев. Сериал по определению не структурирован, его можно начать смотреть с любого места и в любой момент отключиться без всяких потерь. Если традиционный мультик — это ожившая сказка, то сериал, скорее, озвученный комикс.
В традиционном мультфильме видеоряд развивается не слишком быстро; как правило, чем младше дети, которым предназначен фильм, тем медленнее он изменяется. Сериал — это череда стремительно сменяющих друг друга картинок, и ребенку приходится невероятно напрягаться, чтобы уследить за ними.
Герои классического мультфильма говорят хорошим литературным языком, связно и выразительно. Персонажи сериалов часто ограничиваются рублеными фразами, бессвязными нечленораздельными восклицаниями, их речь нашпигована сленгом. Даже если в таком фильме и есть диалоги, обычно они крайне примитивны.
Милые мультяшные персонажи часто задаются философскими и нравственными вопросами; их волнуют проблемы бытия. Вспомним хотя бы таких выдающихся философов, как Ежик из «Ежика в тумане» или Винни-Пуха, мыслителя Слоненка из «Тридцати восьми попугаев», трогательных чудаков крокодила Гену и льва Бонифация. Но герои сериалов чужды всякой рефлексии. Если они и задумываются, то только о том, куда скрылся противник и как бы его обмануть.
Как правило, персонажей мультиков озвучивали великолепные актеры (А.Папанов, Е.Леонов, В.Ливанов, К.Румянова), создававшие яркие, неповторимые образы. Сериалы доходят до нас с дубляжом, сделанным набившими руку ремесленниками или, что еще хуже, сопровождаются закадровым переводом, когда один актер говорит, лишь слегка изменяя голос, за всех персонажей.
Поступки героев мультфильмов всегда мотивированны: даже совсем маленький ребенок легко поймет, что и почему они делают. В действиях персонажей сериалов логика прослеживается далеко не всегда. Во всяком случае, она непонятна малышу. Нравственный мир маленького ребенка не знает полутонов: герой может быть или хорошим, или плохим. Согласно законам детской логики, «хороший» должен свято блюсти кодекс чести (защищать слабых, прощать побежденных, быть щедрым, честным, справедливым), а «плохой» должен исправиться или быть побежденным, а затем милостиво прощенным «хорошим». В сериалах, за редким исключением, кто хороший, а кто плохой, устанавливается априорно (например, земляне хорошие, а пришельцы плохие, но, оказавшись на чужой планете в роли пришельцев, земляне будут поступать точно так же, как инопланетяне на земле, но при этом останутся хорошими). При этом и плохие, и хорошие с одинаковой безжалостностью истребляют друг друга.
По жестоким законам… мультсериала
О жестокости героев мультсериалов стоит сказать отдельно. В традиционной детской субкультуре из поколения в поколение передавался неписаный кодекс чести. Он был достаточно суров, но в нем существовали жесткие запреты: не нападать толпой на одного, не добивать упавшего, не бить ногами в живот и голову. Детский инстинкт самосохранения интуитивно указывал границу, за которой невинная возня становилась опасной для жизни и здоровья. Но сериал не знает подобных этических ограничений. Герои, в том числе и «хорошие», молотят друг друга самым зверским образом. Более того, несчастный, размазанный по стенке или раздавленный асфальтовым катком, вскакивает как ни в чем не бывало и продолжает сражаться.
В результате дети утрачивают чувство опасности, они не понимают, что их поступки могут привести к непоправимым последствиям. Недаром так участились случаи зверских избиений маленьких детей своими сверстниками. Недаром мы сплошь и рядом слышим о том, как школьники расстреливают своих одноклассников. Это, правда, не у нас, а в Америке, но, возможно, просто потому, что там проще достать оружие…
В одной статье по детской диетологии говорилось, что, когда маленький ребенок впервые пробует острую или соленую пищу, у него обжигаются особые чувствительные сосочки на языке, и привычная здоровая еда начинает казаться им пресной и безвкусной. Так и просмотр сериалов, объединенных под девизом «мочи все, что движется», обжигает что-то в детской душе, и добрые, веселые и мудрые сказки начинают казаться скучными, перестают доставлять удовольствие, и добрый, веселый, отзывчивый ребенок постепенно становится нервным, агрессивным, а затем и просто жестоким. А значит, всеми силами нужно оберегать неокрепшие детские души от недетских страстей и переживаний.
Последние обсуждения