Этнопедагогика в воспитании

Этнопедагогика в воспитании

Мудрость народа в области воспитания детей постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика». В чем же ее суть? «Народной называют ту педагогику, которую создал народ, — писал украинский педагог-исследователь М. Г. Стельмахович. Это отрасль эмпирических педагогических знаний и опыта народа, который производится в доминирующих среди народа взглядах на цели и задачи воспитания в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения». На основе массива знаний определенной этнической общности о воспитании молодого поколения возникла этнопедагогика.

Этнос (греч. ethnos — народ, племя) — это народ, стала, исторически определенная совокупность людей, имеющих общие черты и особенности культуры и психического склада, сознательно понимают свое единство. Этнопедагогика как отрасль педагогической науки исследует следующие проблемы:

• своеобразие цели, задач, методов, приемов и средств воспитания, которые являются характерными для конкретного этноса;
• сравнительное (компаративное) изучение специфики обучения и воспитания у представителей разных национальностей;
• особенности влияния национальной психологи, менталитета на процесс воспитания тех или иных этнических групп;
• учет закономерностей процесса воспитания представителей определенных этнических групп и особенностей их развития.

В структуре этнопедагогики выделяют следующие основные компоненты:

1. Народное детознавство, сущностью которого является изучение ребенка: особенностей его физического, психического и социального развития.

2. Народная дидактика — раскрывает содержание народных поучений, наставлений, руководств, разъяснений; помогает ребенку, молодому человеку познать мир, природу, окружающую среду, в частности социальная среда, наследие своего народа.

3. Педагогическая деонтология (греч. deontos — необходимое, нужное) — изучает обязательность соблюдения и исполнения установленных правил поведения, которые произведены определенным народом, социальной общности, членом которой является ребенок, взрослый человек. Исследователь проблем этнопедагогики В.Н. Лыков в рамках деонтологии выделяет следующие факторы:

• знать и следовать заветы предков;
• соблюдать законы жизни;
• уважать свою родословную;
• изучать историю и культуру своего народа;
• любить и знать родной язык;
• уважать родителей, родственников, других людей;
• дорожить родным национальным средой;
• быть верным народным традициям, обычаям, обрядам;
• уважать национальные символы;
• выявлять гуманизм, порядочность, милосердие, совестливость, ответственность, обязательность, толерантность;
• выявлять трудолюбие.

4. Семейная педагогика (фамилистика) имеет целью оказать помощь родителям в воспитании детей. На современном этапе развития общества семейная педагогика набирает особого веса. Попытки ограничить роль родителей в области воспитания и положить эту важную функцию на государственные воспитательные учреждения не принесли ожидаемых результатов. Основным социальным институтом в системе воспитания юных исторически и естественно призвана быть семья. Семейная педагогика должна формировать культ Матери и Отца, культ Рода.

В новых социальных условиях семейная педагогика должна решать следующие воспитательные проблемы (по В. Н. Лыковых):

а) восстановление заповедей родительской педагогики:
• уважать родителей, свою семью;
• слушаться старших людей и членов семьи;
• готовить детей в социальном и материальном плане в супружеской жизни;
б) формирование педагогической культуры родителей;
в) овладение родителями основами педагогического мастерства.

5. В последние годы приобрел актуальность еще один важный пласт народной мудрости в области воспитания — казацкая педагогика. Казацкая педагогика направлена на формирование у молодого поколения таких морально-духовных качеств как благородство, рыцарство, героизм, патриотизм, человечность, милосердие, мужество, гармония тела и духа. Казацкая педагогика — это воплощение идей украинской национальной педагогики в рамках конкретного исторического периода специфической деятельности украинского казачества.

В последнее время педагоги-исследователи актуализировали изучение достижений казацкой педагогики. Этому способствовали труды В.Г. Кузя, Ю.Д. Руденко, В.Н. Лыкова и др..

Этнопедагогика по своему содержанию, методам исследований тесно сопряжена с другими науками. В частности, с этнографией (греч. ethnos — народ, племя и grapho — писать, описывать) — наука о народах мира (этносы), их происхождение, расселение, процессы культурно-бытовых отношений между людьми. Во многих зарубежных странах употребляют также термин «этнология».

Предметом исследования этнографии являются: изучение этнического состава населения отдельных стран; описание этнической истории народов мира; состояние культурно-бытовых традиций определенных этнических групп; описание элементов бытовой культуры (обычаев, обрядов, народного искусства, устного народного творчества и др.)..

Видное место в системе народной педагогики занимает етнопсихология, изучающая особенности психики людей определенной этнической группы (особенности характера, менталитета, становление самосознания и др.).. Этнопсихология сосредоточивает внимание на исследовании таких вопросов:

1) обобщение факторов и источников, которые способствуют зарождению, развитию и функционированию психологических особенностей представителей конкретной этнической общности;
2) анализ эмоциональной сферы этноса (особенностей национальных чувств, выражения эмоций, переживаний);
3) исследование мотивационной сферы людей определенной этнической группы;
4) изучение специфики национальных руководств на социально-психологическую деятельность.

Этнопедагогика тесно связана со специфической наукой — этносоциологией, которая исследует национальные аспекты деятельности людей отдельной этнической группы в условиях определенного социального окружения. В частности: проявления моральных факторов; особенности обычаев; ценностные ориентации общества; психологические взаимоотношения в семье; сознание, особенности поведения конкретной нации; специфику этнокультуры народа; технологию социализации личности; особенности проявления менталитета и др..

В студии этнопедагогикиОсновой этнопедагогики является национальное воспитание, ибо оно «исповедует, — как отмечает В. Н. Лыков, — одну и ту же цель — воспитать национально сознательную личность, гражданина, который бы дорожил национальными и общечеловеческими ценностями и святынями, глубоко познал бы их и уважал «.

В нынешних условиях, когда, с одной стороны, должен утверждаться процесс демократизации украинского общества, возрождение национальных основ воспитания молодого поколения, но с другой — на человека активно влияет засилье чуждой массовой культуры низкого сорта, кардинальным является вопрос возрождения, актуализации идеи народности воспитания, что неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский: «Общей системы народного воспитания для всех народов нет не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания. У каждого народа своя особая национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.

Опыт других народов в деле воспитания является драгоценной наследием для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, каким бы заманчивым ни был этот образец, так нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, какой бы она не была стройной и хорошо обдуманной. Каждый народ в этом должен испытать свои собственные силы».

Надежным фундаментом для реализации задач народности воспитание должно стать украинская народная педагогика как «отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта, которые выражаются в господствующих в народе взглядах на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения».

Следовательно, этнопедагогика как наука о народной педагогике должен решать следующие задачи:

• всесторонне изучать опыт народа в области воспитания;
• актуализировать достояние народа в области воспитания с учетом особенностей социального развития общества;
• определять пути и средства эффективного использования достижений народной педагогики в системе национального воспитания;
• определять соответствие идей народной педагогики современным задачам воспитания всесторонне развитой личности.

Таким образом, народная педагогика — это неисчерпаемый источник мудрости определенного этнического социума в деле воспитания молодого поколения. Известный русский педагог Г.М. Волков, который в середине прошлого века, когда на народную педагогику в определенной степени было наложено табу, начал новый этап в развитии науки о народном опыте воспитания детей, назвал этот пласт достояния народов разных национальностей в области воспитания «педагогикой национального развития, этнического самовоспитания, национального спасения «.

Это утверждение неоспоримо, ибо народная педагогика всем своим тысячелетним богатством провозглашает и утверждает культ главных ценностей общества — культ Матери, Отца, Семьи, добра, чести, достоинства и уважения к людям, культ бережного отношения к природной среды.

В условиях доминирования техногенных систем, глобализации общественных отношений особое значение приобретает культовое народная идея отношение людей, живущих на планете Земля, к природной среды как к святыне. По сути, эта проблема в последние десятилетия приобретает первоочередной значимости. Человечество дошло до крайней черты. Вопрос выживания е кардинальным и безальтернативным: или человечество опомнится и будет жить в согласии с природой, или оно погибнет от глобальных природных катастроф. На входе в один из зоопарков в США висит зеркало, а под ним предупреждающий надпись: «Посмотри в зеркало! Ты увидишь в нем наиболее вредное существо на Земле — человека. Она уничтожает то, чего не создавала сама — реки, леса, зверей и птиц . В нашем зоопарке обитают те представители фауны, которые еще сохранились на Земле, хотя многих из них уже занесены в Красную книгу. Подумай об этом, человек! И остановись «.

Ежегодно из недр планеты добывается более 200 — 250 млрд. т. сырья, но только 1-3% ее используется с пользой, а 97-99% идет в отходы. Значительная часть этих отходов отравляет окружающую среду. По расчетам экологов, уже в первые десятилетия XXI в. в природе могут начаться необратимые изменения — первые шаги ее агонии как адекватной реакции на неразумные действия человека. Индустриальная цивилизация — это цивилизация хищников, которые слепо и тупо ради краткосрочной выгоды разрушают, уничтожают все вокруг себя, пожирают планету и себя, и не видно останова, любого страха. Человечество в подавляющем большинстве даже не оглядывается назад, чтобы посмотреть на страшные «творение» рук своих. А в древности люди бережно брали от природы только минимум необходимого для жизни. Оберегали леса, источники, представителей фауны и флоры. Заботились о единстве с природой, предоставляли отдельным природным объектам, представителям животного мира свойств живых существ.

Украинский ученый В.И. Вернадский (1863-1945), исходя из философии народной педагогики о единстве человека с природной средой, в начале XX в. обосновал концепцию ноосферы. Ноосфера (греч. neos — ум и sfera — шар) — оболочка земного шара, где происходит взаимодействие природы и человеческого общества. Ноосфера формируется в условиях сложных взаимоотношений и взаимосвязей природы и общества, значительному расширению влияния деятельности человека на окружающую среду. Человек — это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле. Она является биосоциальной существом, тесно связанным с другими биологическими формами жизни, но такой, которая сумела выделиться из них благодаря способности заниматься производительным трудом, владеть языком и сознанием. Жизненная философия людей, населяющих земной шар, и должна бы основываться на понимании единства человеческого бытия и многообразия биологической жизни природы как единого целого. В.И. Вернадский очертил наиболее существенные характеристики процессов, происходящих в ноосфере цивилизации.

Во-первых, это формирование особой ноосферы сознания, которая должна основываться на том, что на планете Земля имеется единство и неоспоримая ценность всего живого; необходимость постоянного поддержания гуманистического морально-психологического климата в обществе, который сдерживал бы людей от различных социально-экономических и природных конфликтов. Во-вторых, утверждение о единстве людей на Земле, их равенство независимо от расовой, национальной, религиозной, социальной принадлежности. В-третьих, все жители Земли должны устанавливать между собой тесные взаимосвязи в различных сферах деятельности: экономической, политической, информационной; обеспечивать равноправный обмен материальными и духовными ценностями. В-четвертых, обеспечение здорового экологического окружающей среды, создание оптимальных условий для материального и духовного благосостояния. В-пятых, обеспечение демократических принципов в социальном развитии сообществ, проживающих на планете.

За последние два века люди, игнорируя то, что они являются неотъемлемой частью ноосферы, под влиянием научно-технического прогресса, начали хищнически относиться к природе, забывая, что они сами являются ее органической частью. Люди «погрязли» в грехах и стали разрушителями того социобиологических мира, в котором живут. Библейское выражение «Кто умножает знание, тот умножает скорбь» акцентирует внимание на опасности неразумного использования знаний. Поэтому человечеству надо оглянуться назад, вернуться к истокам народной мудрости, чтобы научиться жить в условиях ноосферы и тем самым спасти цивилизацию, спасти себя. Необходим своеобразный духовный катарсис (лат. catharsis — очищение). В истории человечества очистка, духовное освобождение от грешного давно вошло в социальную практику, прежде всего в систему различных вероучений.

Этнопедагогическое воспитаниеВ этом смысле можно согласиться с мнением исследователя И.М. Карпенко: «Реализация идеала ноосферы требует нового подхода к сущности современного воспитания, общая цель которого — формирование у человека потребности и способности к постоянному катарсиса во всех видах жизнедеятельности. Катарсис является синтетическим, многосторонним явлением, включающим физиологические, психические, нравственные, интеллектуальные факторы, а так осуществляет целостный влияние на целостный мир человека… Упадок духовной культуры общества или лица — это результат разбалансировки катарсисного механизма».

Приближение к жизни по законам ноосферы, а следовательно, за постулатами народной мудрости относительно бережного отношения к окружающей среде, очистки от греховности, покаяния за ошибки — процесс длительный и достаточно сложный, требующий значительных усилий и упорного труда многих поколений. Но альтернативы этому нет. Люди должны понять, что они — неотъемлемая часть ноосферы и их жизнедеятельность должно согласовываться прежде всего с законами и глобальными процессами, которые происходят в ноосфере. Сейчас можно только удивляться и задавать вопросы: когда и почему механизм ощущения человеком органического единства с природой, с ноосферой дал такой большой сбой?

Учитывая вышеупомянутое, одним из принципиально важных и конструктивных задач современного образования является формирование нового, глобального типа сознания — ноосферного. Антропогенная, техногенная деятельность разрушает биосферу. Бесконтрольная технологическая деятельность человека создает опасность уничтожения самого человека. Нужна переориентация вектора общественного сознания. Необходимо формировать такое мировоззрение, такое миропонимание, культивировать такой миропорядка, по которым основной ценностью было бы достижение гармоничного сосуществования и развития природы и общества.

Чтобы достичь этой цели, надо прежде всего перестроить, переориентировать систему образования. На современном переломном этапе развития человечества проблема образования выдвигается на первый план среди многих других социальных проблем. Образование становится стратегическим фактором выживания человечества, его дальнейшего устойчивого и безопасного развития.

Каждый народ на протяжении многих тысячелетий творит свою народную педагогику, основанную на философии жизни человека вообще и философии жизнедеятельности определенного этноса. Народная педагогика — это многотомная библия накопленных тысячелетиями знаний, умений и навыков о воспитании человека. Она является самой мудрой книгой, потому что, во-первых, создавалась на протяжении всей жизни человечества, выкристаллизовывалась, проверялась опытом миллионов поколений, постоянно обогащалась, а во-вторых, знания о воспитании тщательно учитывали и учитывают особенности жизнедеятельности людей определенной национальности, этнической группы, особенности исторической эпохи и даже географические, природные условия жизни людей.

Народная педагогика — богатейший клад всей человеческой общности, населяющей планету Земля. Этот клад ценен еще и тем, что в нем кроме общечеловеческих нравственно-духовных ценностей бриллиантами выделяются духовные сокровища той или иной этнической группы. И не надо в угоду тенденциям глобализации, которые начинают властвовать над людьми (и будут, очевидно, усиливаться), прибегать к искажению социальных процессов, включая и процесса воспитания человека. Этим якобы хотят осчастливить человечество, но за такими проектами просматривается путь к духовной катастрофе общества в целом, к уничтожению человеческой цивилизации. Уже в конце XX — начале XXI в. мы видим проявления этих катаклизмов. И это не стихийный процесс. Это воля конкретных субъектов хозяйствования на планете.

На протяжении XX в. под влиянием коммунистической идеологии целенаправленно и настойчиво разрушались основы национальных морально-духовных ценностей, достояние народной педагогики. Из сознания, из этнической памяти сознательно отравлялись такие духовные ценности, как честь, совесть, культ Матери и Отца, культ семьи, свободы, веры, национального достоинства, святости, этнической идентичности и многое другое. Они подменялись надуманными, эфемерными постулатами и идеологическими квазистоимостямы. Таким образом из-под ног огромного человеческого социума был выбит фундамент, на котором должен был в дальнейшем выстраиваться надежный дом, дворец благополучной жизни людей разных этносов. Это в свою очередь помогло и помогает злоумышленникам глобально разрушать и дальше морально-духовные (и социально-экономические) ценности народов.

Характерно, что в тех народов, которые уберегли себя от разрушений морально-духовных основ своего бытия, в которых остается прочным и надежным стержень веры в Бога, национальные традиции воспитания, приобретения народной педагогики не перешли в стадию исторических памятников. Там осуществляются нормальные процессы духовного и социально-экономического развития общества. Для примера можно назвать такие страны, как Япония, Финляндия, Швеция, ряд стран арабского мира.

Психологи, педагоги, философы часто рассуждают о сущности счастья, критерии определения условий жизни счастливого человека. Нередко понятие «счастье» в современном мире высоких производственных и информационных технологий связывают с материальным достатком (роскошный дом, дорогой автомобиль, изысканная одежда, бытовая техника и др.). И доступ к всевозможным развлечениям. Но можно ли назвать тех людей, которые все это должны, действительно счастливыми? Есть люди, которые живут за пределами достижений современной цивилизации, скажем племена в Австралии, Африке и Южной Америке. Они не имеют роскошных помещений, автомобилей, современной бытовой техники (электроплит, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов) и даже одежды. Но можно ли назвать их несчастными?

Как отмечают исследователи, они по-своему счастливы: живут в согласии с природой, у каждого такого племени или этнической группы есть своя «конституция» — система правил и норм поведения, которые основываются на традиционных, устоявшихся, обычных принципах, четкая система воспитания детей. Они счастливы еще и потому, что свободные, понимая свободу, как познанную необходимость. В них на основе вековых достижений народной педагогики четко регулируются отношения между лицами противоположного пола без дискотек, ночных клубов, сексшопе и других новейших «достижений» цивилизованного мира. Такие люди не стали рабами достижений научно-технического прогресса и социально-экономических образований, как это имеет место у граждан многих развитых стран.

Каждый народ должен иметь прочный фундамент нравственно-духовных ценностей, стержнем которого должна быть своеобразная генетическая память народной педагогики. Где же зафиксированы эти достояния народной педагогики? В древности, когда не было письменности, они передавались из уст в уста от старших к младшим поколениям. И лишь позже этот опыт был зафиксирован в письменных памятниках. Достояние народной педагогики хранятся в народных сказках и рассказах, легендах и балладах, песнях, пословицах и поговорках, обычных обрядах, скороговорки и загадках, народных танцах и гуляниях, играх и забавах, народных праздниках и прикладного искусства.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Оставить комментарий