Сплошная импровизация

Сплошная импровизация

Игра для малышей – основной вид развивающей деятельности. Игры не так сложно придумывать самостоятельно. Нужно только немного фантазии и чуть-чуть знаний.

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ…
Игры с малышом можно использовать для обучения и развития, для развлечения, воспитания и назидания. Это условное деление удобно использовать, чтобы понять механизмы возникновения идей новых игр.

ИГРЫ НА ТЕМУ «НАЗИДАНИЕ»
Через игру мы можем научить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы придумать сюжет такой игры, нужно просто ответить на вопрос: «Каким мы хотим видеть ребенка?» Предположим, «добрым». Тема сама диктует условие − в игре должны принимать участие злые и добрые герои. Одни совершают плохие поступки (за этих старух Шапокляк играть вам), другие − хорошие (роль одного из них принадлежит ребенку). Итог игры − добро побеждает зло. Подобным образом рождаются сюжетные игры против лжи, жадности, обид, плаксивости, хвастовства, невежества, нерешительности и т. д.

ПРИ ПОДБОРЕ ИГР ВСЕГДА УЧИТЫВАЙТЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА. ЕСЛИ У МАЛЫША НЕ БУДЕТ ПОЛУЧАТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ СЛИШКОМ СЛОЖНЫЕ ДЛЯ НЕГО ЗАДАНИЯ, МОТИВАЦИЯ К РАЗВИВАЮЩИМ ИГРАМ МОЖЕТ ПРОПАСТЬ СОВСЕМ.
ИГРЫ НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ»
Эта категория схожа с предыдущий, но выделена отдельно, поскольку игры будут направлены не на будущее, а на настоящее. С помощью таких игр можно предупреждать непослушание и избежать капризов в данный конкретный момент, обыгрывая повседневные дела. Если вы понимаете, что ребенок не ляжет без боя спать, берите его игрушки и начинайте игру: «Зайка устал, он очень хочет спать! Давай укроем его одеялом и сами тоже начнем укладываться, чтобы не мешать ему!» Попробуйте обыграть сборы на улицу, поход в магазин, посещение врача, уборку игрушек. Оживляйте игрушки.

ИГРЫ НА ТЕМУ «РАЗВЛЕЧЕНИЕ»
Игры для развлечения нужны, чтобы отвлечь ребенка от капризов, успокоить его или помочь в трудной ситуации. Это игры, которые насмешат ребенка. Вдохновение для создания таких игр лучше всего, пожалуй, черпать у клоунов − нелепые выходки, веселые конкурсы, путаница, использование различных предметов не по назначению. Сюда же отнесем ласковые игры, игры, содержащие некий телесный контакт − пожимание рук, хождение пальчиками по телу, щекотка, и т. п.

ИГРЫ НА ТЕМУ «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»
Таят в себе больше всего возможностей для изобретений на ходу. Игры могут развивать: память (что-то запомнить, повторить), внимание и наблюдательность (отыскать, отреагировать, заметить детали), мелкую моторику (рисовать, перебирать, втыкать, вдевать, нанизывать, щупать), воображение и фантазию (придумать, сочинять, изобретать), мышление и логику (отгадывать, сравнивать, работать по образцу, конструировать, группировать, выделять общее), восприятие (слух − вычленение звука из многих, зрение − определение формы, размера, цвета; осязание − определение предметов на ощупь, обоняние и вкус), речь, творческий подход, физическую активность и т. п.

В игре можно научить ребенку абсолютно всему − придумывать особо ничего не надо, цель сама говорит за себя. «Зверюшки решили покататься на грузовике. Кто поедет первым? Кто вторым? За кем будет стоять в очереди заяц?» − простой вариант обучения порядковому счету.

ИГРОВОЙ МИКС
Зная все эти четыре темы, можно легко придумать огромное количество игр и сделать это прямо на ходу. Нужно просто смешать два, три или четыре компонента.
Например:

БЕРИ, Я НЕ ЖАДНЫЙ!
Смешаем игру с целью назидания (возьмем щедрость), развлекательную игру (использование предметов не по назначению) и игру, развивающую память. Получаем новый вариант. Дайте ребенку несколько небольших легких предметов (ложка, расческа, кубик, кепка, шнурок, конфета, карандаш и т. д.). Попросите малыша поделиться с вами. Ребенок протягивает вам по очереди каждый предмет со словами «На!» или «Бери, пожалуйста!» − в зависимости от возраста. Вы должны взять предмет, поблагодарить и попытаться прикрепить его к себе (положить на голову, за ухо, как-то просунуть в петельку пуговицы, зажать под мышкой, вложить один предмет в другой и т. д.). После того как малыш закончит поставлять вам предметы (по своей воле или потому что вещицы начнут падать), он должен вспомнить и назвать вещь, которую он дал вам первой, и забрать ее у вас. Вы можете усложнять задания в зависимости от возраста − называть не только первый предмет, но и все последующие по порядку.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ У ВАС ПОД РУКОЙ. ВОЗЬМЕМ ПРИЩЕПКИ ДЛЯ БЕЛЬЯ: ЧТО СРАЗУ ПРИХОДИТ НА УМ? РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ПРИЦЕПЛЯТЬ ИХ К ЧЕМУ-НИБУДЬ. СМЕШАЙТЕ ОДНО С ДРУГИМ И СОЕДИНЯЙТЕ СПИЧЕЧНЫЕ КОРОБКИ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЩЕПКАМИ. ТАКОГО КОНСТРУКТОРА ЕЩЕ ТОЧНО НЕ ИЗОБРЕЛИ.
ПАРКОВКА
Попробуем еще раз. Можно смешивать игры и внутри одной темы. Например, так: игры на развитие наблюдательности (подмечать детали), мышления (работать по образцу, сравнивать), восприятия слуха (вычленение звука из многих). Предложите ребенку посмотреть в окно или рассмотреть какой-то участок двора во время прогулки. Выберите то место, где стоят машины. Пусть малыш возьмет кубики или камушки и положит их столько, сколько машин, и таким образом, как они стоят. Вносите поправки в свою стоянку, чтобы она была идентична настоящей. Добавим обучающую тему − и будем по ходу игры изучать марки машин, прибавим развлекательную (нелепое поведение) − и будет во время движения каждой машины выкрикивать «Ку-ка-ре-ку!».

ПОКУПКИ БЕЗ СКУКИ
Воспитательная игра (идем в магазин), развлекательная (путаница), развивающая (развитие речи, мелкая моторика), обучающая (сравнение количества предметов). Все перемешиваем и получаем игру. Перед входом в магазин дайте ребенку несколько палочек (спичек). Договоритесь, что он будет откладывать по одной в кулачок, как только вы будете класть одну покупку в корзину. Кроме того, вам нужно заведомо неправильно называть каждую покупку, а ребенку исправлять. Со спичками игра продолжится дома: совпадет ли количество спичек и покупок?

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.