Развитие музыкального слуха у малыша

Развитие музыкального слуха у малыша

«Ни слуха, ни голоса», «медведь на ухо наступил» – так иногда говорят о себе взрослые. А между тем все люди рождаются на свет музыкально одаренными. Если игнорировать природные данные грудного ребенка, они пропадут. И потому именно от родных и близких зависят все будущие музыкальные успехи младенца.

Заботливые мамы и папы еще до рождения малыша интересуются методиками раннего музыкального воспитания. Чуть кроха станет на ножки – записывают его на занятия в детские центры. Конечно, далеко не каждый малыш-музыкант вырастет в будущего дирижера или композитора, певца или пианиста. Но музыка необходима абсолютно всем. Без нее невозможно гармоническое, интеллектуальное развитие личности, потому что музыкальность напрямую связана с мышлением и памятью. Дети с хорошим слухом легче усваивают иностранные языки. Чувство ритма способствует координации движений. А слушание классики помогает ребенку ярче воспринимать мир, обостряет его эмоции и переживания, развивает фантазию и воображение. Словом, музыкальное воспитание полезно во всех отношениях (конечно, если родителям и педагогам не изменяет чувство меры). Музыкой, впрочем, как и всем другим, нельзя заниматься насильно.

ВОКАЛИЗ ДЛЯ МАМЫ
Малыш слышит музыку вокруг себя – и мамины колыбельные, и песни из радио- и телеприемников, и специальные аудиозаписи. К окружающим мелодиям он активно добавляет свои звуки: даже двух-, трехмесячный грудничок уже распевает короткие вокализы собственного сочинения. Мама внимательно прислушивается к интонациям ребенка и поет сама, малыш повторяет звуки ее голоса. Если голос взрослого звучит чисто, без фальши, то в будущем, вероятнее всего, у ребенка не будет никаких проблем с музыкальным слухом. А негромкое пение мамы, ее ласковые интонации успокаивают кроху, способны облегчить боль и даже снизить температуру.

Вы замечали, как нравится детям щебет птиц, журчание ручья или весенняя капель? И самые первые классические произведения в жизни малыша похожи на музыку природы. В три месяца ребенок может послушать В.-А. Моцарта – «Песенку пастушка» или вариацию на тему «Ах, я сказала бы вам, маман». Младенцы с удовольствием слушают «К Элизе» и первую часть «Лунной сонаты» Бетховена, «Игровую симфонию для детей» Леопольда Моцарта. Подспорье родителям – аудиокассеты с записями классической музыки, специально подобранной для малышей. Компьютерные и синтезаторные звучания лучше исключить. Пусть дети с самого начала слышат окрестры и камерные ансамбли, флейту, фортепиано… Впрочем, важна не только слышимая, но и зримая музыка. К примеру, под медленную часть «Зимы» из «Времен года» Вивальди ребенку можно показать, как идет снег за окном. Эмоционально насыщенных, серьезных симфоний, конечно же, необходимо пока избегать. Можно неосторожно напугать ребенка или чрезмерно возбудить его. Так же вредно слушать музыку целыми днями. Для грудничка достаточно нескольких минут серьезной музыки в день.Есть у младенцев и свой «оркестр» – погремушки, пищалки, музыкальные игрушки. Мамы ритмично трясут над кроватками круглыми погремушками, похожими на настоящие ударные инструменты маракасы. Как только малыш начнет хватать игрушки ручками, то и сам сможет что-то сыграть. Самые способные воспроизведут вполне отчетливые композиции на счет раз-два. А мама напоет в такт что-то веселое. Так, в три-четыре месяца ребенок впервые познакомится с ритмом.

В РИТМЕ МАРША
Годовалый ребенок поет сам и подпевает родителям. Самостоятельно машет ручками в такт знакомой мелодии (когда он был меньше, мама разводила его ладошки в стороны, припевая «Ладушки-ладушки»). Музыкальные игры и ритмическая гимнастика повторяются и постепенно усложняются. Главное – не утомить малыша и не заниматься с ним через силу. Предложите ему, скажем, катать шарики под плавные мелодии и подбрасывать мяч под бодрые польки или марши (для этого занятия подходит «Турецкий марш» Моцарта). Когда ребенок начинает ходить, родители могут расширить круг музыкальных занятий за счет танцевальных движений. Сначала малыш, заслышав любимую музыку, притоптывает ей в такт. Чуть позже – пританцовывает, марширует, подскакивает, как зайчик, или переваливается с ноги на ногу, как косолапый мишка. Ребенка все больше завораживают звуки, которые раздаются от его прикосновений к музыкальным инструментам. Если дома есть гитара, малыш трогает ее струны. Если фортепиано – нажимает на клавиши, удивленно прислушиваясь, как звук исчезает в тишине. На определенные клавиши можно прикрепить цветные шарики из пластической массы или из соленого теста, тогда игра будет более целенаправленной. Покажите маленькому музыканту, что можно не только бить ладошкой по клавишам, но и нажимать на них подушечками пальцев.

Начиная с 1,5 лет можно водить ребенка на занятия с профессиональными педагогами. Дети поют – педагоги следят за правильным дыханием и дикцией. Разыгрывают несложные сценки под музыку. Учатся различать регистры (в басах бродит медведь, а в высоких звуках летают птички). Задача родителей – закрепить полученные знания. Заниматься дома можно каждый день по 10–15 минут. С 2–3-летним малышом попробуйте вместе сочинять сказки, прослушав пьесы из «Детского альбома» Чайковского или фрагменты из опер Моцарта. Хорошо, если музыка будет сопровождать занятия рисованием и лепкой, которые, в свою очередь, тренируют руки для игры на фортепиано. А музыка Баха, кстати, поможет ребенку сосредоточиться. В 3 года обычно начинается знакомство с нотной грамотой: можно раскрашивать ноты в разные цвета и придумывать про них сказки. В четыре года дети учатся играть на металлофоне и с удовольствием участвуют в музыкальных спектаклях с куклами, пением и танцами.

Метки записи:  , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Оставить комментарий